Что значит предсказуемость для человека с аутизмом?
Представьте, что вы поехали в путешествие, например, во Вьетнам. Взяли там машину в аренду и решили поколесить по окрестностям, изучить локальную флору и фауну. Но стоило вам заехать подальше, вглубь континента, как машина заглохла. Вы ее и с толкача, и по-хорошему. Но двигатель оставался глухим к вашим мольбам. Что делать? Вы решились идти пешком через джунгли, однако, к наступлению сумерек, поняли, что заблудились окончательно. К счастью, еле заметная тропа вывела вас к старой хижине, из которой слышались звонкие голоса и непонятная речь.
Колоритная семейка местных крестьян готовилась к своему нехитрому ужину. Незнание языка не помешало им понять, что вы оказались в беде. Вас накормили, обогрели и уложили спать на банановой соломе, ведь утро вечера мудренее. Но утром, вы встали и увидели, как все носятся, куда-то собираются, что-то странное делают, да еще и на вас покрикивают на неизвестном языке. Вы пытаетесь понять, что вам говорят, но слышите в ответ только невнятный щебет. Вас хватают за руки, тянут, толкают в спину, чего-то требуют. Их лица напряжены и всем своим видом они показывают свое недовольство вами.
Что бы вы чувствовали в такой ситуации? На каком уровне была бы ваша тревога? Почему бы это вас взволновало?
Да потому, что вы бы оказались в ситуации непредсказуемости. Вы бы не понимали чего от вас хотят сейчас, что вас ждет дальше, чем все это может закончится и, самое главное, когда?
Примерно так же чувствуют себя наши дети с аутизмом. Только для них в таком уравнение, обычно, не одно неизвестное (непонятный язык), а множество — мимика, жесты, запахи, звуки, пространство, социальный подтекст и т. д.
Предсказуемость — это очень понятная потребность любого человека. А для того, чьи способности считывать с окружающей обстановки контекст ограничены — эта потребность критично важна!
Как мы можем сделать жизнь ребенка с аутизмом предсказуемой?
- Визуальное расписание. Только одно оно способно кардинально изменить жизнь и аутичного ребенка и всей семьи. Те, кто в очередной раз откладывает его внедрение на будущее или думает, что в нем нет необходимости, лишает себя сегодня спокойной и счастливой жизни. Визуальное расписание значительно снимает тревожный фон у детей в спектре и помогает сделать их жизнь предсказуемой.
- Социальные истории. Все изменения лучше вводить в жизнь ребенка с рас постепенно, подкрепляя их социальными и визуальными историями. Если вы впервые хотите поехать на вокзал или в аэропорт, либо вы собираетесь в новый спортивный центр или школу, соберите всю доступную информацию об объекте, найдите фотографии или видеоролики, нарисуйте планы и схемы. Заранее начните показывать ребенку заготовленные истории, чтоб у него было время привыкнуть к грядущим изменениям и сформировать ожидания.
- Режим дня. Примите потребность вашего ребенка в предсказуемости как факт, который невозможно изменить. А если его изменить невозможно, значит остается только подстраиваться и адаптироваться. Постарайтесь сделать жизнь всей семьи более размеренной и подчиненной определенному ритму. Это очень полезно для каждого человека, хотя поначалу и кажется неудобным. Когда-то я думала, что рутина — это что-то ужасно скучное и ограничивающее в свободах, а теперь я знаю, что именно рутина позволяет расслабиться и высвободить энергию для полноценной жизни.
- Копинг карточки. Это отличный способ поддержать человека в трудный момент, даже если он остался наедине со своими трудностями. Я, как когнитивно-поведенческий психолог, довольно часто использую этот инструмент в работе с вполне себе нейротипичными взрослыми. Для детей с рас он может быть не менее полезным. Карточки напоминают человеку, как ему стоит вести себя в трудных ситуациях и что делать, когда эмоции не позволяют действовать уместно. Дело даже не всегда доходит до использования копинг карточек, само их наличие под рукой успокаивает, вселяет уверенность и делает жизнь более предсказуемой.
Сегодня у нас нет сомнений, что предсказуемость в значительной мере влияет на поведение человека с рас. Нам остается только учитывать эту потребность наших детей и создавать для них понятную и ожидаемую жизнь, чтобы они могли задействовать свой внутренний потенциал на развитие, а не растрачивали его на борьбу с тревогами.