Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Что такое стиминг (самостимуляция) и что с ним делать?

Мы часто объясняем странное поведение детей с аутизмом тем, что они так “стимят”. Давайте разберёмся, что это такое. 

Цель стиминга – саморегулирование.

Разные дети прибегают к разным формам саморегуляции. Иногда они бывают довольно необычными. Но в целом можно выделить 7 видов стиминга:

  1. Аудиальный (ребёнок прикладывает к ушам предметы, издающие звуки; ставит на “повтор” любимые фрагменты в мультфильмах, песнях, рекламе; сам издаёт разные звуки, кричит, визжит, рычит, повторяет определённые слова; любит, когда включают бытовую технику).
  2. Тактильный (ребенок щупает, облизывает, жует, прикладывает к губам, щекам и другим частям тела предметы с определенной текстурой, ему нравится массаж и растирания щеткой).
  3. Визуальный  (ребенок рассматривает предметы под определённым углом  или подносит их близко к глазам; смотрит на свет, блики, отсветы; смотрит на мерцающие или вращающиеся предметы).
  4. Проприоцептивный (ребенку нравится чувствовать давление и тяжесть предметов на себе, он выбирает утяжеленные одеяла, любит крепкие объятия).
  5. Вестибулярный (ребёнок любит прыгать, взбираться вверх, кружиться на месте, раскачиваться, трясти головой).
  6. Обонятельный (ребёнок нюхает предметы, ищет определенные ароматы и запахи).
  7. Комбинированный (ребёнок саморегулируется, воздействуя сразу на две и более сенсорные системы: хлопает в ладоши, щёлкает пальцами, трясет руками перед глазами, “эхолалит”, вокализирует и многое, многое другое).

Надо ли останавливать ребёнка, который стимит?

Если выбранный ребенком способ регулировать своё состояние не приносит никому вреда и не мешает процессу обучения или освоения им жизненных навыков, то нет никакой необходимости прекращать действия ребёнка. Даже если нам кажется, что это выглядит странно и необычно или может обращать на себя внимание окружающих.

Вместо того, чтоб стыдиться странного поведения ребенка, лучше объяснить окружающим, что это его стратегия успокоиться, сосредоточиться,  выразить свои эмоции или сообщить об усталости.

Понимая функцию стиминга, мы можем научить ребёнка удовлетворять потребности при помощи  способов, которые социально более понятны и привычны. Но не всегда это бывает возможно. Лишать ребёнка доступа к действиям, которые решают для него очень важные задачи, несправедливо и даже негуманно.

Останавливая и стыдя стимящего малыша, демонстрируя ему своё недовольство, мы сообщаем ему, что он поступает плохо. Хотя, всё, что он делает – это всего лишь пытается отрегулировать своё состояние, чтоб оставаться  “хорошим” для нас.

Оказавшись на месте ребёнка, в состоянии, которое требует регуляции, мы хотели бы получить от близких поддержку, а не строгие и осуждающие взгляды, правда?

Когда мы чувствуем, что у нас затекли мышцы от долгого сидения, мы встаём, разминаем ноги, делаем физические упражнения, чтоб избавиться от неприятных ощущений.

Когда нас что-то выбивает из колеи и заставляет нервничать, мы  начинаем мерять комнату широкими шагами или постукивать пальцами по столу, чтоб немного успокоиться.

Это наши способы справляться с трудными ситуациями. Дети с аутизмом используют свои.

Наша родительская задача принимать их, поддерживать в сложные моменты и учить новым, более эффективным стратегиям саморегуляции.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.