Что такое RDI?
Проходя мимо детских площадок, я на автомате выхватываю взглядом “наших” детей и невольно вспоминаю мои прогулки с сыном из далекого прошлого.
Он неистово жаждал общения с другими детьми, стремился в самую толпу, бежал навстречу к ним, распахнув свои объятия. Но каждый раз, дело заканчивалось тем, что он просто стоял в центре песочницы, пока малыши вокруг него, щебеча, пекли свои песочные куличики.
Неумение общаться и вступать в социальное взаимодействие – это одна из основных характеристик аутизма. Именно этим дети с рас значительно отличаются от своих общительных сверстников. И именно поэтому их так легко увидеть наметанному глазу.
Как помочь ребенку преодолеть эти дефициты?
RDI (Relationship Development Intervention) – вмешательство, направленное на развитие межличностных отношений. Это семейная поведенческая терапия ориентированная на развитие социальных и эмоциональных навыков.
Развивающий подход этого метода базируется на идее, что любой мозг (даже нетипичный) обладает способностью адаптироваться и обучаться, а динамический интеллект – ключ к улучшению качества жизни людей с рас.
Цель вмешательства – развить способность к динамическому мышлению, что позволит человеку с рас строить отношения с другими людьми, ведь от этого зависит сможет ли человек дружить, трудоустраиваться, самостоятельно решать жизненные задачи и жить независимой жизнью.
Что такое динамический интеллект?
Это способность гибко мыслить, понимать разные точки зрения, справляться с возникающими изменениями и интегрировать информацию из разных источников.
Что из себя представляет RDI?
Ключевой момент RDI – основными проводниками вмешательства становятся родители ребенка с рас, которые проходят интенсивное обучение. Это не значит, что родители должны стать терапевтами для своих особых детей и сменить профессию. Однако, для того, чтоб научиться взаимодействовать с ребенком, чья нервная система устроена по другому, и для того, чтоб помочь ему развить эффективные способы мышления, взаимодействия и поведения, которые значительно повысят качество жизни, нужна определенная подготовка.
Это очень значимая инвестиция родительских ресурсов, но, в то же время, это очень выгодное вложение, которое будет приносить свои дивиденды всю жизнь.
В RDI активно используется положительное подкрепление и оно может стать частью стратегии развития ребенка, основанной на прикладном анализе поведения.
RDI предполагает поэтапный подход к формированию мотивации ребенка и обучению его необходимым социальным навыкам. План разрабатывается индивидуально, учитывает возраст, уровень функционирования, имеющиеся дефициты и включает пошаговые цели.
Первая цель в плане – построить “управляемые отношения” между родителем и ребенком, где родитель выступает в роли наставника. Следующие цели будут направлены на решение задач в повседневных жизненных ситуациях.
План предоставляет родителям инструменты для развития мотивации у ребенка и его способности активно участвовать в управляемых родителем межличностных отношениях.
В отличие от своих нейротипичных сверстников дети с рас, из-за ограничений, не могут участвовать в естественно развивающихся детско-родительских отношениях, где родитель интуитивно выступает в роли проводника и обучает ребенка межличностному взаимодействию и решению жизненных задач. RDI специально разработано для того, чтоб обучить родителей детей в спектре сознательно и целенаправленно управлять развивающими отношениями и адаптироваться к уникальным потребностям ребенка.
Что дает RDI?
- Учит родителей находить баланс между вызовом и поддержкой таким образом, чтоб это способствовало развитию ребенка.
- Учит ребенка следовать за родителем и познавать через него жизнь.
- “Управляемые отношения” – это основная среда для развития ребенка, познания им себя и окружающих, освоения когнитивных навыков, формирования полезных привычек и гибкого мышления, которые необходимы для процветания в непредсказуемом и неуправляемом мире.
Стоит упомянуть, что на сегодняшний день нет опубликованных независимых исследований, подтверждающих эффективность RDI, однако, в 2007 году в журнале Autism был опубликован отчет разработчиков вмешательства, в котором продемонстрированы положительные результаты на выборке 16 детей с аутизмом.