Что такое совместное внимание?
Еще 20-25 лет назад специалисты не обращали особого внимания на такой навык как совместное внимание. Обычно программа для детей, прежде всего, включала работу с поведением слушателя (восприятием языка) и с говорением (выразительным языком). Первым делом учили совсем не просьбе (манду)! Но если подумать, то первое, что делают дети (и не важно типично развивающиеся или имеющие особенности развития), – это просят (внимания, удовлетворить потребности в еде, сне, чистоте, тепле…) Если посмотреть на шестимесячного малыша, то уже в таком возрасте можно заметить, что он следит за взрослым взглядом всякий раз, когда он проходит мимо. Вот что делают нейротипичные дети. Они постоянно наблюдают за взрослыми.
Например, когда они видят что-то действительно захватывающее, они смотрят на интересный предмет, а затем на взрослого. Затем они снова оглядываются на интересный предмет, чтобы показать взрослому, что же такого интересного. И точно так же, если в комнату входит незнакомец или кто-то неизвестный им, они обращаются к взрослому, чтобы узнать, безопасен ли этот человек.
Для детей с аутизмом совместное внимание, чаще всего, является намного более сложной задачей. Зачастую этому нужно отдельно учить.
Совместное внимание — ключевой навык для детей с аутизмом. Если мы действительно сможем заставить детей в раннем возрасте начать общаться с окружающими людьми и делиться своим опытом с ними, это значительно облегчит дальнейшее обучение. Обратите внимание: когда мы говорим о совместном внимании, мы не говорим о зрительном контакте с другим человеком. Мы говорим о том, чтобы посмотреть на то, что происходит в окружающей среде, а затем поговорить со взрослым, чтобы поделиться своим опытом и оценить его реакцию.
Можно ли научить совместному вниманию?
Пер Холт (Per Holth) в своей статье 2005 года под названием «Оперантный анализ навыков совместного внимания» (An Operant Analysis of Joint Attention Skills) определяет совместное внимание в технических терминах как «одновременное участие двух или более людей в мысленной фокусировке на одном и том же внешнем объекте». Это означает, что вы смотрите туда же, куда смотрит кто-то другой.
Легко представить это можно в виде треугольника. Например, учитель – это одна точка треугольника, а ребенок — это противоположная сторона треугольника. Тогда предмет или объект будет третьей точкой. Цель состоит в том, чтобы ребенок посмотрел на одну точку треугольника, затем посмотрел на другую точку и потом перемещался вперед и назад по этим воображаемым сторонам треугольника.
Денверская модель раннего вмешательства предлагает простые и работающие шаги для обучения совместному вниманию детей с аутизмом.
- Самый первый шаг — научить ученика смотреть на предмет, когда инструктор говорит: «Ух ты! » или «Смотри! ». Проведите небольшое тестирование: попытайтесь 10 раз просто посмотреть, посмотрит ли ученик на интересный предмет, когда вы на него укажете. Привлекайте внимание преувеличено. Сделайте что-нибудь глупое или возмутительное, ведь вы же пытаетесь привлечь их внимание к этому предмету! Например, можно надеть смешную шляпу или делать что-нибудь, что могло бы заставить ребенка посмотреть на вас с выражением: «Вы же никогда так себя не вели! Что вы делаете? !» Не бойтесь повеселиться!
- Затем следующий шаг — научить ученика оглядываться на педагога после того, как он посмотрел на предмет. Поначалу преподавателю, возможно, придется произносить реплики (например, повторно «Ух ты, смотри! », «Ты это видел? »), чтобы снова привлечь внимание ребенка после того, как он посмотрел на предмет. В конце концов, преподаватель должен прийти к тому, что дополнительных реплик, которые привлекают внимание, чтобы ученик спонтанно оглядывался назад, не будет. Можно использовать дифференциальное подкрепление и шейпинг (постепенное уменьшение интенсивности произнесения реплики).
- Затем последний шаг — научить ученика инициировать заявку на совместное внимание. Мы хотим, чтобы ученик мог сказать: «Смотри! » или «Ух ты! » Или, если он молчит, мы хотим, чтобы он сделал взволнованное лицо или ахнул от волнения.
Помните, мы хотим научить наших детей ориентироваться на точки треугольника: смотреть на что-то, а затем снова смотреть на нас. Этому навыку следует обучать в веселой и естественной обстановке, например, во время игры, с использованием любимых игрушек или книг. Можно использовать книжки с окошками, в которых можно открыть крышку и посмотреть, что находится под ней.
Целью всегда является взаимодействие. Если вы не вовлечены, ваш ученик тоже не будет вовлечен. Развитое совместное внимание – это не только поощрение социальной активности, но и способ для ребенка привлечь других в свой мир.
Станьте студентом курсов ИПАП, чтобы получить практико-ориентированные знания о том, как развивать разнообразные навыки, в том числе и социального взаимодействия, упомянутые в этом посте, а также многое другое, что будет способствовать вашему карьерному росту и развитию профессиональных компетенций.