Что такое JASPER?
Jasper (Joint Attention, Symbolic Play, Engagement and Regulation – совместное внимание, символическая игра, вовлеченность и регуляция) – это вмешательство, рекомендуемое для развития социальных и игровых навыков у детей с РАС. Оно было разработано доктором Конни Касари из Калифорнийского университета и базируется на принципах прикладного анализа поведения и психологии развития.
Его относят к группе вмешательств называемых NDBI ( Naturalistic Developmental Behavioral Interventions), которые представляют собой слияние поведенческих методов и науки о развитии.
Этот вид вмешательства включен в клинические рекомендации РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, одобренные минздравом России и рекомендуется к использованию в сочетании с комплексными программами раннего вмешательства.
JASPER реализуется в естественных условиях жизни и обучает целевым навыкам через применение поведенческих стратегий. Это вмешательство хорошо сочетается с другими методами, основанными на законах поведения и может быть, без особых усилий, включено как в занятия, так и в повседневную жизнь ребенка.
Объединение прикладного анализа поведения и науки о развитии позволило добиться существенных и быстрых результатов в обучении детей с РАС, что подтверждается большим количеством рандомизированных контролируемых испытаний, проведенных не только разработчиками метода, но и независимыми исследователями.
Ученые подтверждают эффективность вмешательства и указывают на значительные улучшения в социальном взаимодействии, коммуникации, регулировании эмоций и вовлеченности. В Великобритании на 2013 год Jasper был одним из двух методов, рекомендованных для работы с детьми в спектре, как имеющий достаточную доказательную базу.
Кто может реализовать программу? Специалисты прикладного анализа поведения, педагоги, тьюторы, врачи, социальные работники, а также, сами родители после прохождения специальной подготовки.
Почему JASPER?
JA – Joint Attention, совместное внимание или фокусировка внимания двух субъектов на одном и том же объекте с целью его совместного использования. Это становится возможным, когда один человек прослеживает направление взгляда другого человека, обращенного на некий предмет. Нейротипичные дети осваивают совместное внимание примерно к 10 месяцам, в то время как ребенка с аутизмом этому необходимо целенаправленно учить, так как этот навык критически важен для его развития.
SP – Symbolic Play, символическая игра. Взрослые моделируют игровые ситуации, обучают совместному вниманию в процессе и поощряют разнообразие игр с целью развития их вариативности, гибкости и сложности.
E – Engagement, вовлеченность. Повышение вовлеченности открывает больше возможностей для социального общения и обучения. Она обеспечивает активное участие ребенка в процессе освоения новых знаний и навыков, что способствует эффективному и быстрому обучению.
R – Regulation, регуляция. Дети с аутизмом испытывают трудности с регулированием своих эмоций. Для их успешного развития и социализации развитие этого навыка очень важно. В программу включены стратегии нацеленные на решение проблем с регулированием эмоций, самостимулирующим поведением и отсутствием вовлеченности.
Важные характеристики Jasper – постоянное измерение прогресса, индивидуальные цели лечения, обучение в естественной среде, активное использование в обучении инициативы ребенка, использование подкреплений и методов повышения мотивации, применение подсказок с постепенным их устранением.
Где в России предлагают программы Jasper?
На сегодняшний день специалистов, обученных этой методике крайне мало. Время от времени набор на такую программу, включающую обучение родителей, организует фонд “Обнаженные сердца”.