Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Что такое альтернативная коммуникация?

Это такая форма общения, в которой устная речь заменяется или дополняется другими доступными и понятными способами выражения своих мыслей, желаний, эмоций.

Что, если я скажу вам, что вы сами, в своей жизни, постоянно используете альтернативную коммуникацию? Например, когда пишите сообщение в мессенджере, вместо того, чтоб позвонить, или объясняете дорогу, рисуя на листе бумаги схему, или подаете знаки собеседнику при помощи жестов и мимики.

Каждый раз когда, когда мы заменяем или дополняем вокальную речь жестами, знаками, символами, схемами, изображениями и т.д мы пользуемся альтернативной коммуникацией.

Какие виды альтернативной коммуникации бывают?

Без внешней поддержки:

  • Мимика,
  • Жесты,
  • Язык знаков,
  • Язык тела.

С внешней поддержкой:

  • Обмен изображениями,
  • Письменная речь,
  • Коммуникативные доски,
  • Устройства генерации речи,
  • Электронные устройства,
  • Приложения для планшетов.

Кому полезна альтернативная коммуникация?

Людям, которые по разным причинам, не могут общаться, используя вокальную речь. Прибегнув к помощи альтернативной коммуникации, они смогут выражать свои чувства, сообщать о потребностях, доносить свои идеи, строить отношения, участвовать в социальной жизни, усваивать новые знания и обретать полезные умения.

Не менее полезна она и для тех, кто взаимодействует с невербальными людьми: членов семьи, педагогов, друзей, соседей, тренеров, работодателей и т.д., потому что помогает построить конструктивный диалог и понять другого человека.

Как выбрать альтернативную коммуникацию для невербального ребенка?

Это решение лучше принимать совместно группе специалистов и родителям неговорящего малыша. Оно должно основываться на предпочтениях ребенка, его сильных сторонах, учитывать имеющиеся ограничения и среду, в которой растет ребенок.

Каждая система альтернативной коммуникации имеет свои плюсы, минусы и обладает определенными характеристиками, которые могут подойти одним детям и совсем не подходить другим. Для некоторых детей может подойти комбинация систем.

Например, язык жестов быстро усваивается детьми с хорошими навыками моторной имитации, для его использования не нужны никакие дополнительные средства, он довольно богат, некоторые дети легко переходят от него к устной речи, но далеко не все в обществе понимают язык жестов и это сильно ограничивает количество возможных контактов.

Система коммуникации с помощь обмена изображениями (PECS) подходит тем детям, которые хорошо справляются с визуальной обработкой информации (как, например дети с рас), она понятна всем: и сверстникам, и посторонним людям, отлично адаптируется к учебным потребностям, стимулирует развитие вокальной речи, но требует постоянного внимания и обслуживания (надо всегда отслеживать наличие материалов, готовить карточки для новых понятий, заменять изношенные и потерянные и т.д.)

Устройства генерации речи помогают привлечь внимание коммуникативного партнера даже если нет визуального контакта. Они помогают формулировать длинные сообщения, максимально приближенные к обычному разговору. Однако, к сожалению, и приобретение такого устройства, и его дальнейшее обслуживание довольно дорого, при том, что в руках ребенка, оно постоянно подвергается риску быть поломанным.

Все большую популярность набирают специальные приложения для планшетов, которые объединяют преимущества системы обмена изображениями и генерации речи, но, на сегодняшний день, приложения на русском языке требуют доработки.

Некоторые родители, по незнанию, опасаются  включать в план вмешательства невербального маленького ребенка альтернативную коммуникацию и объясняют это расхожим заблуждением, что она может отсрочить или помешать развитию вокальной речи, однако это не так. Сегодня у нас есть данные большого количества научных исследований, которые показали эффективность таких систем не только как средств для решения коммуникативных проблем, но и для стимулирования функциональной речи.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.