Что такое альтернативная коммуникация?
Это такая форма общения, в которой устная речь заменяется или дополняется другими доступными и понятными способами выражения своих мыслей, желаний, эмоций.
Что, если я скажу вам, что вы сами, в своей жизни, постоянно используете альтернативную коммуникацию? Например, когда пишите сообщение в мессенджере, вместо того, чтоб позвонить, или объясняете дорогу, рисуя на листе бумаги схему, или подаете знаки собеседнику при помощи жестов и мимики.
Каждый раз когда, когда мы заменяем или дополняем вокальную речь жестами, знаками, символами, схемами, изображениями и т.д мы пользуемся альтернативной коммуникацией.
Какие виды альтернативной коммуникации бывают?
Без внешней поддержки:
- Мимика,
- Жесты,
- Язык знаков,
- Язык тела.
С внешней поддержкой:
- Обмен изображениями,
- Письменная речь,
- Коммуникативные доски,
- Устройства генерации речи,
- Электронные устройства,
- Приложения для планшетов.
Кому полезна альтернативная коммуникация?
Людям, которые по разным причинам, не могут общаться, используя вокальную речь. Прибегнув к помощи альтернативной коммуникации, они смогут выражать свои чувства, сообщать о потребностях, доносить свои идеи, строить отношения, участвовать в социальной жизни, усваивать новые знания и обретать полезные умения.
Не менее полезна она и для тех, кто взаимодействует с невербальными людьми: членов семьи, педагогов, друзей, соседей, тренеров, работодателей и т.д., потому что помогает построить конструктивный диалог и понять другого человека.
Как выбрать альтернативную коммуникацию для невербального ребенка?
Это решение лучше принимать совместно группе специалистов и родителям неговорящего малыша. Оно должно основываться на предпочтениях ребенка, его сильных сторонах, учитывать имеющиеся ограничения и среду, в которой растет ребенок.
Каждая система альтернативной коммуникации имеет свои плюсы, минусы и обладает определенными характеристиками, которые могут подойти одним детям и совсем не подходить другим. Для некоторых детей может подойти комбинация систем.
Например, язык жестов быстро усваивается детьми с хорошими навыками моторной имитации, для его использования не нужны никакие дополнительные средства, он довольно богат, некоторые дети легко переходят от него к устной речи, но далеко не все в обществе понимают язык жестов и это сильно ограничивает количество возможных контактов.
Система коммуникации с помощь обмена изображениями (PECS) подходит тем детям, которые хорошо справляются с визуальной обработкой информации (как, например дети с рас), она понятна всем: и сверстникам, и посторонним людям, отлично адаптируется к учебным потребностям, стимулирует развитие вокальной речи, но требует постоянного внимания и обслуживания (надо всегда отслеживать наличие материалов, готовить карточки для новых понятий, заменять изношенные и потерянные и т.д.)
Устройства генерации речи помогают привлечь внимание коммуникативного партнера даже если нет визуального контакта. Они помогают формулировать длинные сообщения, максимально приближенные к обычному разговору. Однако, к сожалению, и приобретение такого устройства, и его дальнейшее обслуживание довольно дорого, при том, что в руках ребенка, оно постоянно подвергается риску быть поломанным.
Все большую популярность набирают специальные приложения для планшетов, которые объединяют преимущества системы обмена изображениями и генерации речи, но, на сегодняшний день, приложения на русском языке требуют доработки.
Некоторые родители, по незнанию, опасаются включать в план вмешательства невербального маленького ребенка альтернативную коммуникацию и объясняют это расхожим заблуждением, что она может отсрочить или помешать развитию вокальной речи, однако это не так. Сегодня у нас есть данные большого количества научных исследований, которые показали эффективность таких систем не только как средств для решения коммуникативных проблем, но и для стимулирования функциональной речи.