Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Активное слушание

Обращали внимание, как часто мы говорим о том, что дети нас не слушают, не понимают и не хотят внимать? Еще бы мы об этом не говорили! Мы каждым своим словом стараемся сделать вклад в их развитие и благополучное будущее, в каждое свое сообщение вкладываем пользу и особый смысл. А дети, вместо того, чтоб внимательно слушать и мотать на ус, пропускают все мимо ушей. Разве может это нас не расстраивать?

Но вот незадача. Мы считаем, что дети должны нас внимательно слушать, но сами не готовы стать для них ролевой моделью в этом вопросе.

Давайте проверим. Оцените по 10-ти балльной шкале свое умение слушать и слышать своего ребенка. Не торопитесь отвечать. Вопрос с подвохом. Я нисколько не сомневаюсь, что каждый родитель готов слушать своего ребенка, когда тот сообщает про себя что-то важное. Например, если он скажет, что у него болит живот, то совершенно точно будет услышан.

Но если ребенок невербален и сообщает тоже самое, но не словами, а неприемлемым поведением? Или если он вербален, но хочет говорить только про своих динозавров. Или если он пытается рассказать вам что-то важное для него, но совершенно неинтересное для вас? Давайте признаемся! Очень часто мы сами не готовы внимательно слушать ребенка (особенно, если он особый). Не потому что мы плохие родители, или не любим своих детей. А просто потому, что не можем. По разным причинам.

И можно было бы сказать, что мы и не должны, ведь на наших плечах и так слишком много забот. Но тогда не стоит ждать и от ребенка особого желания нас слушать. Ведь это дорога с двусторонним движением. В доверительные отношения с ребенком придется вкладываться: вниманием и активным слушанием.

Проверьте себя, знаете ли вы, что такое активное слушание:

  1. Активное слушание — это сосредоточенное, внимательное и заинтересованное слушание, в которое включены все органы чувств, а не только слух, и, самое главное, включено ваше сознание.
  2. Вы активно слушаете, если стоите лицом к ребенку и смотрите на него, не отвлекаясь при этом на телефон, телевизор, еду, часы, беседу с другими людьми, мытье посуды и т.д.
  3. Вы обращаете внимание на язык своего тела и не принимаете закрытых поз, не отворачиваетесь, не гримасничаете, не отстраняетесь, а наоборот, стараетесь расположиться на уровне глаз вашего ребенка, подбадриваете его мимикой и жестами.
  4. Вы заинтересованно слушаете и у вас в голове рождаются вопросы, которые помогут лучше понять сообщение ребенка и разбудят в вас интерес к теме.  Во время общения вы делаете уточняющие комментарии, задаче те вопросы, перефразируете некоторые фразы, структурируете смыслы.
  5. Вы проговариваете эмоции, которые испытывает ребенок и проявляете не раздражение, нетерпение или разочарование, а поддержку, понимание и сопереживание.
  6. Вы не перебиваете, не отмахиваетесь, не игнорируете. Если ребенок выбрал для разговора неудачное время, сообщаете ему об этом и сразу обозначаете время, когда готовы будете внимательно выслушать. И всегда сдерживаете свое намерение и обещание.
  7. Вы не меняете резко тему, а даете ребенку высказаться, не критикуете его суждения, не обесцениваете его мнение. Напротив, вы поощряете его попытки делать анализ и выводы.
  8. Вы наблюдаете за ребенком и его способами коммуникации, стараетесь понять какие сообщения и потребности стоят за его поведением. Вы точно знаете, что ребенок, который плохо себя ведет, делает это не из вредности или желания омрачить вашу жизнь, а потому что только так может сообщить вам о чем-то важном.
  9. Вы отдаете себе отчет, что не можете быть всегда доступны для активного слушания и понимаете, что важно не количество проведенного рядом с ребенком времени, а его качество.

Что вам даст хорошо развитый навык активного слушания:

– доверительные и теплые отношения с ребенком,

– изменение в поведении ребенка и его успешную социализацию,

– стабилизацию вашего эмоционального состояния,

– значительное снижение уровня тревожности у ребенка,

– осознание им своей значимости и ценности (это огромный вклад в развитие его личности и его будущего),

– удовлетворенность ролью родителя (и как следствие, психологическую устойчивость).

Что вам может мешать активно слушать:

– физическая усталость,

– эмоциональное истощение,

– проблемы со здоровьем,

– плохой сон,

– вредные пищевые привычки,

– высокая фоновая тревожность,

– неудовлетворенность своей жизнью,

– непринятие жизненных изменений,

– непринятие собственных несовершенств.

Хотите развить навык активного слушания ради повышения качества жизни? 

Начните сегодня с малого: выспитесь и позаботьтесь о себе, чтоб завтра иметь все необходимое для того, чтоб подарить ребенку свое внимание.

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.