7 причин синдрома сгорания при терапии/обучении детей с аутизмом
Поведенческая терапия/обучение детей с аутизмом и другими нарушениями развития требует больших усилий, поэтому специалистам важно следить за своим эмоциональным состоянием, не давая себе дойти до синдрома сгорания. Что говорит о синдроме эмоционального сгорания? Вам не хочется идти на работу, вы все чаще берете отгулы или опаздываете.
На работе вас не покидает ощущение напряжения и/или хаоса. Вам кажется, что у вас все валится из рук, словно вы не на своем месте. Вы считаете, что от вас ничего не зависит… ваша работа ничего не меняет. Вы часто раздражаетесь на клиентов и коллег. Продуктивность вашего труда падает… вы тратите все больше времени, чтобы просто приступить к выполнению задачи, и вам трудно не отвлекаться во время работы.
Можно ли предотвратить синдром сгорания? Поведенческий аналитик Тамеика Мидоус предлагает 7 распространенных причин эмоционального сгорания среди поведенческих терапевтов, с которыми вполне можно и нужно бороться.
1. Отсутствие вовлечения родителей.
Об этом важно говорить снова и снова – любые положительные изменения в поведении ребенка могут быстро исчезнуть, если его родители не участвуют в процессе терапии и не поддерживают это поведение дома. Когда вы упорно работаете над достижением какой-то цели с учеником, но это достижение испаряется после каникул, это может подорвать любую мотивацию. Специалисты начинают чувствовать, что они строят замки на песке. Неотъемлемая часть поведенческой терапии – обучение родителей и работа с ними в одной команде, бессмысленно работать над теми навыками, которые не будут поддерживаться в повседневной жизни ребенка.
2. Отсутствие супервизий и консультаций с коллегами.
Всем специалистам, которые занимаются прикладным анализом поведения, нужны регулярные супервизии, даже сертифицированным поведенческим аналитикам. Крайне важно, чтобы у вас были коллеги, которым можно «пожаловаться на жизнь» и устроить мозговой штурм в случае проблем. Отсутствие регулярных и качественных супервизий – самая распространенная причина сгорания специалистов в области ПАП.
3. Отсутствие необходимого обучения.
После отсутствия супервизий это вторая самая распространенная причина сгорания. Очень часто терапевтов или тьюторов нанимают, бросают «в поле», предоставляют минимальные супервизии, при этом у них нет никакой уверенности в собственных способностях и навыках. Эффективное обучение в области ПАП – это залог уверенности в себе, иначе человек просто будет постоянно чувствовать себя не на своем месте.
4. Непонимание границ своей компетентности.
Важно осознавать, каковы твои идеальные рабочие условия или идеальный клиент. Не все могут работать с маленькими детьми. Не все могут работать с высокофункциональными подростками. Когда специалисты берутся за случаи, которые явно находятся за границами их нынешней компетентности, они предоставляют низкий уровень услуг и не получают никакой радости от работы.
5. Низкая оплата труда.
Вопрос для многих болезненный, но специалисту нужна оплата, которая позволит обеспечить себя и свою семью. Очень часто специалисты соглашаются на явно слишком низкую для них зарплату просто потому, что боятся не найти другого предложения. Эта работа требует больших физических и эмоциональных ресурсов, если при этом вы плохо представляете, как дожить до получки, сгорание практически гарантированно.
6. Непостоянные и неопределенные ожидания руководства/клиентов.
Когда от специалистов постоянно требуют все большего, и у них нет четко определенных целей, то они в принципе не могут быть довольны проделанной работой. Это быстрый путь к сгоранию. Невозможно хорошо работать с ощущением, что ты не можешь угодить, что бы ни делал.
7. Недостаточный сбор данных или его отсутствие.
В рамках прикладного анализа поведения систематический сбор данных является обязательным условием. Однако не все понимают, что сбор и обработка данных также являются положительным подкреплением для специалистов. Вам может казаться, что у ребенка есть улучшения, но гораздо приятнее видеть наглядные подтверждения этого на графике.
Данные могут отразить даже небольшие изменения, и это поддержит мотивацию продолжать работу. Если раньше ребенок в среднем кричал в течение 11 минут, а теперь он в среднем кричит 8 минут, то это уже прогресс. Очевидно, что-то влияет на его поведение, и нужно продолжать идти в верном направлении.
Полезный совет: Специалистам также полезно собирать данные при работе с «трудными» родителями. Если раньше родители отвечали лишь на 25% писем по электронной почте, а теперь отвечают на 45% писем, то это уже повод гордиться своей работой. Иногда маленькие успехи – это все, защищает вас от пораженческих настроений.