5 типичных ошибок при обучении детей с аутизмом просьбам
Обучение манд-реакциям (просьбам) в естественной среде – это один из краеугольных камней использования ПАП для помощи детям с аутизмом. Если ребенок с аутизмом не говорит или только учится говорить, то основное время занятий с таким ребенком должно быть посвящено обучению просьбам в естественных повседневных ситуациях. Если вы используете поведенческий подход для обучения просьбам, убедитесь, что вы не совершаете одну из следующих 5 типичных ошибок:
1. Формированию мотивации уделяется слишком мало времени.
Ребенку действительно должно быть нужно то, что вы хотите, чтобы он попросил. Нужно каждый раз тратить достаточно времени на то, чтобы ребенок «купился» на каждое занятие. Подумайте, что является интересным и веселым с точки зрения ребенка? Потратьте пару минут на то, чтобы демонстрировать ребенку действия/предмет.
Позвольте ребенку «попробовать» доступ к предмету или занятию без просьбы. Это позволит сформировать мотивацию. Кроме того, так у вас будет возможность убедиться, действительно ли ребенок заинтересован в том или ином предмете. Если ребенок мотивирован, старайтесь создать такую ситуацию, в которой у ребенка будет возможность просить разные предметы или действия.
2. Одно и то же занятие продолжается слишком долго.
Занятие, которое приводит ребенка в восторг, через 10 минут уже может наскучить. Составляйте планы с учетом изменений в мотивации ребенка, переходите к другому занятию, когда он начинает скучать. Другими словами, каждое занятие должно прекращаться до того, как мотивация снизится. Вы всегда можете вернуться к нему попозже. Это уменьшит вероятность проблемного поведения с целью избегания наскучившего занятия и поможет сохранить высокую продуктивность во время обучения просьбам.
3. Чрезмерное использование вокальных подсказок.
В то время как вокальные подсказки используются в рамках процедуры по обучению просьбам, важно думать о том, когда они действительно нужны, и начинать уменьшать их, как только ребенок будет готов. Очень часто люди, работающие с ребенком, используют вокальные подсказки, даже не осознавая этого. Я очень часто наблюдаю, как педагоги сначала формируют мотивацию ребенка, ждут, что ребенок проявит мотивацию, а потом спрашивают «пузыри?» вопросительной интонацией. Мы хотим, чтобы дети обращались с просьбой спонтанно и независимо.
Ребенок должен научиться просить предмет не только тогда, когда он его видит, но и когда предмет отсутствует в поле зрения. Ребенок не начнет спонтанно обращаться с просьбами, если он зависит от ваших подсказок: «Что ты хочешь?», «Хочешь планшет?», «Мячик?», «Скажи, что ты хочешь» и так далее. В этом случае ваша фраза становится сигналом для просьбы, и ребенок не будет обращаться с просьбой без нее.
4. Подкрепление, когда ребенок начинает «перебирать» ответы.
«Перебирание» ответов означает, что ребенок мотивирован, но допускает ошибку и говорит не то слово или объединяет неправильное слово с правильным. Например, ребенок тянется к воде, но говорит «чашка». Или ребенок тянется к соку, но показывает два жеста – «сок» и «вода». Очень важно, чтобы каждый раз, когда это происходит, реакция ставилась на «вымирание», то есть поощрение не предоставлялось. Если подкреплять «перебор» ответов, ребенок начнет активно использовать такую тактику в будущем.
5. Ребенку подсказывают просьбу, когда у него нет мотивации.
Может показаться, что это и так очевидно, но как же часто это происходит! Взрослый, работающий с ребенком, твердо намерен отработать просьбу как можно большее количество раз, и при этом забывается качество манд-реакции. Когда ребенка «заставляют» озвучивать просьбу при отсутствии мотивации, это не принесет никакой пользы.
Вместо этого нужно сосредоточиться на том, чтобы усилить мотивацию и подождать, когда ребенок проявит ее проявит. Проявления мотивации включают такие признаки как: ребенок смотрит на предмет, тянется к предмету, подходит к предмету и так далее. Обязательно убедитесь, что поведение ребенка говорит вам: да, он мотивирован. Только после этого подсказывайте просьбу.
Источник: http://frontieraba.com