Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

5 способов прекратить «борьбу за власть» с учеником

Вам приходилось работать с учениками, которые постоянно втягивают вас в «борьбу за власть»? У вас был ученик, которому каким-то образом регулярно удавалось вывести вас из себя и нарушить работу всего класса? Который отказывается делать то, что вы сказали, и уже ни за что не пойдет на попятный? Который может заявить что-то вроде: «Не буду, и вы меня не заставите!» У всех учителей есть такой ученик. Иногда и не один.

Иногда поведенческие консультанты и другие учителя говорят: «Главное ему не уступать». Но вот что я поняла, работая с такими учениками много лет (и читая литературу о них). Даже если вы «победили» в пререканиях с таким учеником, это горькая «победа». Цена такой «победы» слишком высока.

Да, возможно, вы настояли на своем и вынудили ученика подчиниться. В нашей культуре считается, что это необходимо, чтобы «сохранить авторитет» и «добиться уважения». Но на самом деле вы просто научили его, что у кого-то другого есть над ним власть. Вы не научили его быть более независимым. Вы не научили его следовать указаниям взрослых. Вы научили его лишь следовать вашим указаниям, потому что у вас больше власти. И его доверие к вам тоже пострадало.

И это если вы «победили» – нередко учителя в таких схватках «проигрывают». И не удивительно… у вас в данный момент много дел, а у ученика нет. У вас есть другие дети, которых прямо сейчас нужно учить – спорщику лишь нужно подождать достаточно долго. И как только это произойдет, проблема ухудшится. В следующий раз он, скорее всего, будет громче и агрессивнее, начнется эскалация поведения.

Именно поэтому самый главный подход с такими учениками – это профилактика «борьбы за власть». Только профилактика помогает избежать дальнейшей эскалации и негативных переживаний (у вас обоих). Вот 5 стратегий, которые можно использовать в качестве профилактики с такими учениками. Они не новые и не революционные – это классические и испытанные подходы, и они обычно работают в таких ситуациях.

1. Визуальная поддержка (визуальное расписание, визуальные правила и т.п.).

Визуальная поддержка – это не магия. Однако иногда просто удивительно, насколько лучше дети реагируют на символ, картинку или записку с инструкцией. Очень часто ученика можно заставить следовать вашим инструкциям, просто предъявляя их в виде текста или изображений. Вероятно, дети воспринимают визуальные символы как «документ», с которым трудно спорить. Вы как бы перекладываете ответственность на визуальную поддержку: «Видишь, сейчас мы делаем _____ по расписанию». А с визуальным расписанием не поспоришь – оно ведь не сможет ответить. Так что если это возможно и уместно, дайте ученику визуальное расписание, список действий или просто обычную подсказку «Сейчас-потом» из двух картинок.

2. Предоставляйте выбор.

Предоставление выбора – это очень эффективный способ повысить сотрудничество. А чем выше сотрудничество, тем ниже шанс, что начнутся пререкания. Мы все предпочитаем ситуации, когда у нас есть выбор. Наличие выбора превращает ребенка в активного участника учебного процесса, и он вряд ли начнет с этим спорить. Конечно, вы не можете предложить выбор: «Заниматься математикой или есть мороженое?». Неизбежность математики не обсуждается. Но выбор может быть: «Что будем решать сначала – примеры или задачу?» или «Ты хочешь заниматься математикой на стуле или на гимнастическом мяче?» или «Ты хочешь записывать примеры ручкой или карандашом?» Все варианты выбора должны быть приемлемы для вас. Обязательно продумайте варианты для выбора на уроке заранее – обычно их сложно придумать спонтанно.

Если это возможно, используйте первый совет и предоставляйте выбор визуально, например, в качестве выбора из картинок. Ученикам с аутизмом проще сделать выбор из изображений или напечатанных слов, так как у них могут быть сложности с восприятием речи. Если ученик все равно ничего не выбрал, то ничего страшного – сделайте выбор за него, не заостряйте на этом внимание. «Хорошо, будем писать ручкой!» Если после этого он внезапно решит, что все-таки ему хочется другой вариант – позвольте, жизнь слишком коротка, чтобы спорить еще и из-за этого.

Важный момент: выбирать можно только из двух желательных альтернатив. Никогда не используйте выбор в качестве угрозы наказания. «Ты хочешь решать примеры или встать в угол?» – это не выбор! Это все равно, как если директор скажет вам: «Вы предпочитаете убраться в вашем кабинете, или чтобы вас лишили премии?» Это просто угроза. Мне бы не хотелось работать там, где со мной говорят таким образом. Вашим ученикам тоже этого не хочется. Так что варианты выбора всегда должны быть позитивными.

3. Предложите помощь.

Я понимаю, что это может показаться неправильным подходом. Вы хотите, чтобы ученик что-то сделал, зачем вам предлагать ему помощь? У вас были когда-нибудь дела, которые вам совсем не нравятся? Например, нужно подготовить доклад или пойти на болезненную медицинскую процедуру. Что если кто-то предложит послушать ваш доклад для тренировки или пойти к врачу вместе с вами? Вас это поддержит? Это тот же принцип. Если вы знаете, что вы не одиноки, вам легче с чем-то справиться.

Это не значит, что вы должны что-то делать за ученика или проговаривать для него каждый шаг. Но вы можете просто побыть рядом. Или делать задание по очереди. Например, вы можете начать читать текст, а он потом пусть продолжит. Или если нужно прибраться, предложите убирать вещи по очереди. Постепенно он «втянется», а вы, скорее всего, сможете убрать помощь.

4. Используйте положительные поощрения вместо наказаний.

Я знаю, про это очень часто говорят. Но в данном случае еще важнее избегать наказаний. Они могут вообще не работать. Мы можем угрожать, что лишим ученика каких-то желанных предметов или событий, если он не будет нас слушаться, но само непослушание может быть для него гораздо большей наградой. После этого остается лишь усиливать наказания или вообще остаться без вариантов.

С другой стороны, стратегия положительных поощрений позволяет нам поощрять то поведение, которое мы хотим видеть чаще, а нежелательное поведение мы просто не поощряем. У нас больше возможностей и вариантов для действий. Так что найдите те поощрения, которые действительно нравятся «проблемному» ученику (может быть, это просто похвала, а может быть что-то другое) и награждайте его каждый раз, когда он сотрудничает с вами без пререканий.

5. Не начинайте спорить.

Наконец, чтобы избежать «борьбы за власть» – просто не вступайте в эту борьбу. Есть ученики, которые прекрасно знают, как вовлечь вас в пререкания… в которых вы проиграете. Но вы взрослый человек, работа с учениками для вас это не «победы» и «поражения». Когда вы спорите с ним, он ничему не учится. Визуальная поддержка может быть эффективной, потому что вы просто оставляете ее ученику, а потом занимаетесь чем-то еще. Бывают случаи, когда достаточно просто игнорировать ученика какое-то время, и он сам начнет выполнять задание.

Разумеется, эти советы не работают во всех случаях. Но, по крайней мере, это альтернатива пустым пререканиям, которые лишь тратят время урока впустую. И очень часто эти стратегии помогают ученику выполнять ваши задания. И да, бывают ситуации, когда «победа» в борьбе за власть важна для поддержания дисциплины в классе. Но важно настаивать на своем в действительно важных ситуациях, когда у вас есть на это время и энергия.

Источник: на основе статей дефектолога Кристин Рив (Christine Reeve) из США

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.