5 креативных способов для сбора данных о поведении
Основа любых практик на основе прикладного анализа поведения – сбор и анализ данных. Конечно, в первую очередь, данные должны отображаться в «чек-листах», а затем в бумажных или электронных таблицах. Однако не всегда у педагогов и других специалистов есть время или физическая возможность, чтобы сделать запись в листе о том или ином поведении. Ниже приводятся пять идей учительницы класса для детей с аутизмом, Кристин Рив, о том, что может помочь собирать данные в реальном времени, прежде чем переносить их на другие носители.
1. Механические счетчики.
Механические счетчики (на фото слева) – это очень простые устройства, которые позволяют точно посчитать простую частоту того или иного поведения.
Например, если вы хотите зафиксировать, сколько раз ученик обратился с просьбой, то вы можете выделить для этой цели счетчик и использовать его в течение дня, а в конце дня перенести результат в таблицу на бумаге. Счетчики выпускаются разных цветов, так что вы можете взять несколько счетчиков разного цвета для разных видов поведения или для разных учеников. Конечно, для этого вам нужно будет держать в голове, какой счетчик за что отвечает. У меня лично это не получится, но я знаю много педагогов, которые пользуются 3 или более счетчиками разных цветов одновременно.
2. Мобильные приложения.
Существуют приложения, с помощью которых можно измерять частоту поведения или продолжительность поведения (например, как долго ученик сосредоточен на выполнении задания). Также существуют очень простые приложения для счета, которые, по сути, заменяют указанные выше механические счетчики, и их можно использовать для подсчета частоты поведения. В этих приложениях можно записать несколько видов поведения и отмечать их в течение дня.
3. Бумажный скотч.
Бумажный скотч незаменим во многих ситуациях. Извините за изображение справа, но мне зачатую проще всего прикрепить его на руку или на ногу, после чего я могу записать необходимые данные прямо на скотче. Для анализа данных их нужно будет перенести в какую-то форму на листе бумаги, но такой способ позволяет вам быстро фиксировать данные, сохраняя мобильность. Такой способ оказался подходящим для многих специалистов. Я знаю логопеда в детском саду, которая ходит с большим рулоном скотча.
Она приклеивает три полоски на правую ногу и три полоски на левую, после чего она работает с группой из 6 маленьких детей и собирает данные по каждому из них. Просто потрясающе! По ее словам, если вы работаете с маленькими детьми, у вас может не быть возможности держать в руках планшет с формой для данных – вы будете слишком заняты учебными материалами и тем, чтобы дети не разбежались. На фотографии я отдельно отмечаю число правильных самостоятельных ответов и ответов с подсказкой. Для разных навыков или разных учеников я использую разные полоски скотча.
4. Самонаблюдение / личные карточки ученика.
Для высокофункциональных учеников и детей более старшего возраста, которые переходят из класса в класс, может быть сложно придумать систему сбора данных о поведении в течение всего дня. Кроме того, такой ребенок может находиться в общеобразовательном классе, где у него нет тьютора или другого специалиста, который может собирать данные.
Таких учеников лучше всего учить наблюдению за собственным поведением. Личная карточка ученика – это форма, в которой отмечаются конкретные формы поведения, и которую заполняет сам ученик, а учитель просто проверяет ее в конце дня, либо ученик должен сдать карточку взрослому, который в ней расписывается в конце каждого выделенного периода. Например, ученик может отмечать такое поведение как: сдал домашнее задание, подготовил необходимые материалы до начала урока, делал записи по теме урока, отвечал во время урока.
Данный метод является не только способом сбора данных для анализа, само по себе наблюдение за собственным поведением может положительно повлиять на поведение ребенка.
5. Метод «двух карманов».
Кроме того, я могу отмечать каждый случай одного типа поведения с помощью метода «двух карманов». Он заключается в том, что вы кладете скрепки для бумаги или другие маленькие предметы в один карман. Каждый раз, когда вы наблюдаете данное поведение, вы перекладываете один предмет в другой карман. В конце занятия или учебного дня вы подсчитываете количество предметов во втором кармане и отмечаете его.
Источник: https://www.autismclassroomresources.com