Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

4 вопроса, на которые нужно ответить, если ребенок отказывается заниматься

Когда ребенок с аутизмом или другими особенностями развития избегает занятий всеми возможными способами и категорически отказывается от сотрудничества, это может поставить в тупик и педагогов, и родителей. Логопед Трэйси Вэйл предлагает упростить подход к такой ситуации и запомнить, что в каждом таком случае важно сначала ответить на 4 вопроса.

И специалистам, и родителям полезно пересмотреть то, как они думают в ситуациях, когда ребенок отказывается от занятий или терапии. Вместо того, чтобы спрашивать себя: «Почему он не хочет заниматься?», лучше спросить себя: «Что я могу изменить в окружающей среде, чтобы он захотел учиться?»

В этом случае ответственность за обучение навыку становится ответственностью специалиста, и, надо признать, что именно мы находимся в положении, в котором мы можем изменить обучающую ситуацию. Если специалист сталкивается со сложностями и отказом от занятий, то важно ответить на четыре следующих вопроса:

1. Достаточно ли сильные поощрения используются?

Если у ребенка нет мотивации, значит, у нас нет достаточно сильного поощрения, а если у нас нет поощрения, то мы не занимаемся обучением. Первое условие успешного обучения – нам известно множество предметов и занятий, которые очень нравятся ребенку, и мы последовательно используем их для подкрепления нужных реакций. Если у ребенка все еще нет мотивации, то, с большой вероятностью, мы просто неверно определили поощрения, либо эти поощрения больше не интересуют ребенка. Пора заняться оценкой предпочтений ребенка и тестированием поощрений.

2. Поощрения предоставляются достаточно часто?

В случае некоторых детей в самом начале терапии нужно поощрять их буквально за каждую попытку выполнить нужный навык. Даже если ребенок не произнес нужный звук, важно поощрить его движения губами, которые он повторил за нами. По мере того как ребенок адаптируется к занятиям, и по мере развития навыка поощрения можно будет предоставлять реже. Но в самом начале проблема очень часто в недостаточном поощрении.

3. Выполнение данного навыка возможно для ребенка?

Очень часто причина сводится к тому, что от ребенка требуют невозможного. Например, если у ребенка апраксия речи, а от него требуют правильно произносить слова каждый раз, то он начнет избегать такие ситуации. Единственный подход в таких случаях – упростить навык, разбить его на маленькие шаги, начать с небольших требований. Например, вместо слова целиком начать с одной гласной…

Главное, чтобы ребенок мог быть успешен. Затем задачу можно постепенно усложнять.

4. Мы достаточно часто подсказываем ребенку и используем наиболее эффективные подсказки?

Разные дети по-разному реагируют на различные методы подсказок. Некоторым больше помогают визуальные подсказки, например, картинки или жесты рукой. Другим лучше подойдет тактильная подсказка. Важно определить, на какие подсказки лучше всего реагирует ребенок.

Самое главное – помнить, что если ребенок пытается избежать или убежать от обучения, то проблема не в ребенке, проблема в обучении (НЕ в педагоге как человеке, но в различных переменных, которые есть в обучающей ситуации).

Источник: https://www.letstalksls.com

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.