4 вопроса, на которые нужно ответить, если ребенок отказывается заниматься
Когда ребенок с аутизмом или другими особенностями развития избегает занятий всеми возможными способами и категорически отказывается от сотрудничества, это может поставить в тупик и педагогов, и родителей. Логопед Трэйси Вэйл предлагает упростить подход к такой ситуации и запомнить, что в каждом таком случае важно сначала ответить на 4 вопроса.
И специалистам, и родителям полезно пересмотреть то, как они думают в ситуациях, когда ребенок отказывается от занятий или терапии. Вместо того, чтобы спрашивать себя: «Почему он не хочет заниматься?», лучше спросить себя: «Что я могу изменить в окружающей среде, чтобы он захотел учиться?»
В этом случае ответственность за обучение навыку становится ответственностью специалиста, и, надо признать, что именно мы находимся в положении, в котором мы можем изменить обучающую ситуацию. Если специалист сталкивается со сложностями и отказом от занятий, то важно ответить на четыре следующих вопроса:
1. Достаточно ли сильные поощрения используются?
Если у ребенка нет мотивации, значит, у нас нет достаточно сильного поощрения, а если у нас нет поощрения, то мы не занимаемся обучением. Первое условие успешного обучения – нам известно множество предметов и занятий, которые очень нравятся ребенку, и мы последовательно используем их для подкрепления нужных реакций. Если у ребенка все еще нет мотивации, то, с большой вероятностью, мы просто неверно определили поощрения, либо эти поощрения больше не интересуют ребенка. Пора заняться оценкой предпочтений ребенка и тестированием поощрений.
2. Поощрения предоставляются достаточно часто?
В случае некоторых детей в самом начале терапии нужно поощрять их буквально за каждую попытку выполнить нужный навык. Даже если ребенок не произнес нужный звук, важно поощрить его движения губами, которые он повторил за нами. По мере того как ребенок адаптируется к занятиям, и по мере развития навыка поощрения можно будет предоставлять реже. Но в самом начале проблема очень часто в недостаточном поощрении.
3. Выполнение данного навыка возможно для ребенка?
Очень часто причина сводится к тому, что от ребенка требуют невозможного. Например, если у ребенка апраксия речи, а от него требуют правильно произносить слова каждый раз, то он начнет избегать такие ситуации. Единственный подход в таких случаях – упростить навык, разбить его на маленькие шаги, начать с небольших требований. Например, вместо слова целиком начать с одной гласной…
Главное, чтобы ребенок мог быть успешен. Затем задачу можно постепенно усложнять.
4. Мы достаточно часто подсказываем ребенку и используем наиболее эффективные подсказки?
Разные дети по-разному реагируют на различные методы подсказок. Некоторым больше помогают визуальные подсказки, например, картинки или жесты рукой. Другим лучше подойдет тактильная подсказка. Важно определить, на какие подсказки лучше всего реагирует ребенок.
Самое главное – помнить, что если ребенок пытается избежать или убежать от обучения, то проблема не в ребенке, проблема в обучении (НЕ в педагоге как человеке, но в различных переменных, которые есть в обучающей ситуации).
Источник: https://www.letstalksls.com