Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

10 вещей, которые хотел бы сказать ваш ученик с аутизмом

Эллен Нотбом, автор книги и одноименной статьи «10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом», подготовила вот такую версию для школьных учителей. В преддверии нового учебного года эта небольшая шпаргалка может напомнить несколько базовых принципов всем учителям детей с аутизмом (и не только), и, главное, она помогает не забывать, что важно смотреть на «проблемные» ситуации с точки зрения самого ребенка.

1. Поведение – это коммуникация

Даже когда я не могу сказать ни слова, мое поведение говорит вам о том, как я воспринимаю то, что происходит вокруг. Помогите мне заменить «плохое» поведение на подходящую альтернативу, и тогда я начну учиться очень быстро. Главное – я хочу общаться с другими людьми подходящим и уместным образом. Нежелательное поведение лишь означает, что я не могу сообщить о своих желаниях и потребностях, что я не понимаю, чего вы от меня хотите.

Смотрите за пределы поведения, чтобы понять его причину. Делайте записи о том, что происходило непосредственно перед поведением – какие люди присутствовали рядом, который был час, что находилось рядом, чем все занимались. Скорее всего, вы заметите какие-то закономерности.

2. Ничего не предполагайте

Может быть, я не знаю и не понимаю правил. Может быть, я услышал вашу инструкцию, но я ее не понял. Может быть, я знал ответ вчера, но сегодня я не могу извлечь его из памяти. Если я начинаю проситься в туалет каждый раз, когда вы задаете мне задачу по математике, может быть, я просто не знаю, как ее решать, и я боюсь неудачи. Мне важно, чтобы вы повторяли каждое задание со мной снова и снова – пока я не почувствую себя компетентным.

И, может быть, я не понимаю, зачем существует какое-то правило – оно нужно для учебы, для безопасности окружающих или для моего здоровья? Может быть, у меня есть какая-то внутренняя причина, из-за которой я нарушаю правило? Может быть, я так нервничал из-за своего домашнего задания, что не позавтракал, а потом слишком рано съел свой перекус, и теперь я просто очень хочу есть?

3. В первую очередь, исключите сенсорные причины

Очень часто мое проблемное поведение – это результат моего сенсорного дискомфорта. Например, это может быть флуоресцентное освещение. Жужжание от лампы мешает моему слишком чувствительному слуху, мигающий свет искажает мое зрительное восприятие, мне кажется, что предметы в классе постоянно двигаются. Лампа накаливания на моей парте уменьшит этот эффект, как и лампы естественного освещения.

Может быть, мне нужно сидеть поближе к вам: я не понимаю, что вы говорите, потому что «промежуточные» звуки все перекрывают – за окном работает газонокосилка, Жасмин что-то шепчет Тане, стулья скребут пол, шуршит точилка для карандашей. Пожалуйста, попробуйте поискать какие-нибудь идеи для создания сенсорно-дружелюбной обстановки в классе, проконсультируйтесь со специалистом при необходимости. Это может помочь всем детям, не только мне.

4. Предоставляйте мне маленький перерыв для саморегуляции до того, как он мне понадобится

Тихий уголок в классе с ковром, парой подушек, книгами и противошумными наушниками – перерыв в таком месте позволит мне собраться с силами, когда я испытываю слишком большую нагрузку. Кроме того, если это место неподалеку, то я смогу плавно вернуться к деятельности класса.

5. Говорите мне о том, что нужно сделать, в позитивной манере, без обвинений

«Ты оставил бардак у раковины» – для меня это звучит как простое описание, я не понимаю, чего вы от меня хотите. Я не могу догадаться, что вы имеете в виду: «Пожалуйста, вымой баночку для краски и выброси грязные салфетки в мусорное ведро». Не заставляйте меня гадать – обращайтесь ко мне с четкими инструкциями о том, что нужно сделать.

6. Следите, чтобы ваши ожидания в отношении меня оставались реалистичными

Сидеть на собрании всей школы с сотнями детей, которые прижимаются друг к другу на тесной и неудобной скамейке, и незнакомый мальчик что-то бурно рассказывает про распродажу конфет прямо над моим ухом – для меня это бессмысленное и крайне стрессовое событие. Может быть, проще отправить меня в кабинет секретаря школы и поручить помочь ей с оформлением стенда?

7. Помогайте мне при переходе от одной деятельности к другой

Мне требуется чуть больше времени, чтобы спланировать, как перейти к другому занятию, мне нужно собраться с силами, чтобы переключиться.

Предупреждайте меня дважды – за пять минут и за две минуты – о смене занятия. Запланируйте в конце лишнюю пару минут, чтобы я смог собраться.

Простой кухонный таймер или небольшие часы на моей парте могут послужить визуальной подсказкой о том, когда придет время перехода, и это поможет мне быть самостоятельнее.

8. Не делайте плохую ситуацию хуже

Я понимаю, хотя вы и взрослый, иногда под воздействием эмоций вы можете принять плохие решения. Я не планировал «доставать» вас, начинать «истерику» или злиться. Если проблематичная ситуация уже случилось, то вы можете уменьшить ее последствия, если не будете отвечать на мое «взрывное» поведение своим собственным.

Обращайте внимание на то, какие действия продлевают, а не разрешают кризис, в том числе это ваш громкий тон голоса, насмешки или подражание мне, обвинения, сравнения меня с другими учениками, попытки запихнуть меня в одну категорию («такие дети как ты…»), упоминания прошлых событий, которые не имеют отношения к настоящему моменту.

9. Критикуйте меня мягко

Никогда не пытайтесь наказать или поправить меня, когда я злюсь, страдаю от перегрузки, «отключаюсь», испытываю сильную тревожность или по иной причине неспособен взаимодействовать с вами. Помните, что я скорее буду реагировать на тон вашего голоса, чем на те слова, которые вы говорите.

Пожалуйста, говорите негромко и мягко, опуститесь на мой уровень глаз, не нависайте надо мной. Помогите мне понять, что мое поведение неуместно, обращаясь в поддерживающей и конструктивной манере, вместо того, чтобы ругать и наказывать. Кроме того, попытайтесь мне объяснить, что лучше делать в той или иной ситуации с помощью дополнительной практики или проигрыша по ролям. Описание с фотографиями, визуальные подсказки или социальная история могут в этом очень помочь.

Планируйте, что вам придется много раз проигрывать ситуацию по ролям или читать со мной социальную историю, для того, чтобы научить меня поведению в разных ситуациях. Нельзя все изменить взмахом волшебной палочки. И если в следующий раз я все сделаю правильно – обязательно тут же скажите мне об этом.

10. Предлагайте мне реальный выбор

Не предлагайте мне выбор, если вы не готовы принять «нет» в качестве ответа. Если вы спрашиваете: «Ты хочешь поделиться красками с Уильямом?», то я имею полное право ответить: «Нет, не хочу». Я не могу доверять вам, если вы предлагаете мне выбор, который на самом деле не выбор. Вместо этого попробуйте как можно чаще предлагать мне выбор в рамках повседневной работы и занятий. Вместо того, чтобы сказать: «Напиши имя и дату в верхнем правом углу», скажите: «Ты хочешь сначала написать имя или дату?»

Предлагайте мне модель для подражания: «Видишь, как Джейсон пишет свое имя на бумаге?» Когда вы предоставляете мне выбор, то мне гораздо легче учиться подходящему поведению, но мне также нужно понять, что иногда выбора нет. Я не буду злиться, если я пойму причину, например: «Я не могу разрешить тебе выбрать, потому что это опасно. Ты можешь пораниться».

И небольшое замечание напоследок: Верьте в то, что вы можете изменить мою жизнь. Это потребует адаптаций и изменений в процессе обучения, но аутизм – это инвалидность без однозначного прогноза. Нет никаких «обязательных» ограничений для того, чего я могу добиться. Я могу понять гораздо больше, чем я могу сказать, и главное – я могу понять, когда вы верите или не верите в мои способности. Поощряйте меня каждый раз добиваться большего, чтобы я продолжил это делать даже тогда, когда я покину ваш класс.

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.