Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

10 правил коммуникации с родителями учеников с аутизмом

Вот несколько рекомендаций о том, как наладить конструктивное взаимодействие с семьями учеников с аутизмом или другими особенностями развития.

1. Предоставляйте конкретную информацию о том, что происходит в классе, с учетом пожеланий родителей.

Я понимаю, вы не можете рассказать обо всем, что происходит в классе. Но поставьте себе целью предоставлять родителям регулярную информацию о том, что ученик сделал, что у него не получилось и над чем сейчас работает ваш класс. Это поможет родителям понять, над чем надо поработать дома, и как помочь ребенку. Обязательно уточните у родителей, какая информация им нужна.

2. Передавайте родителям образцы для домашней работы.

Передавайте родителям образцы для домашней работы с примечаниями о том, какая помощь и какие подсказки нужны ученику при выполнении этих заданий. Это поможет родителям понять, как лучше помогать ребенку дома.

3. Сообщайте родителям об успехах.

Очень легко развить у себя привычку связываться с родителями только при появлении проблем. Через какое-то время у родителей будет сердце в пятки уходить каждый раз, когда они видят ваш номер телефона на определителе или вашу записку. Так нельзя выстроить конструктивные взаимоотношения с семьей. Несмотря на свою нагрузку, постарайтесь найти время, чтобы снять на телефон, как успешно ребенок справляется с заданием, и переслать видео родителям.

Оставьте маме сообщение на телефоне о замечательном случае, который произошел сегодня в классе. Или просто передайте записку о том, что сегодня ученик сделал что-то, чего он обычно не делает. Это залог ваших взаимоотношений с семьей. Вам нужно, чтобы родители были в вашей команде, а лучший способ этого добиться – разделить успехи.

4. Сообщайте плохие новости лично.

Допустим у одного из учеников был плохой день – самый плохой на вашей памяти. Найдите время позвонить, в самом крайнем случае, напишите личное электронное письмо с подробным описанием всего, что сегодня произошло, и что вы или тьютор планируете делать в дальнейшем, чтобы этого не допустить. Родители знают, что плохие дни возможны. У них дома они тоже случаются. Вопрос в том, что мы можем с этим сделать. Приписка о том, что у ребенка был «плохой день» никак не поможет решить проблему. В любом случае, родителям будет спокойнее, если они будут понимать, что вы планируете делать, чтобы справиться с проблемой. Возможно, это не проблема поведения самого ребенка – например, его ударил другой ученик или с ним не захотели играть, и он расстроился. В любом случае, родителям важно об этом знать, и важно объяснить им, как вы планируете помочь ребенку, чтобы этого не повторилось.

5. Сохраняйте копии той информации, которую вы посылаете домой.

Записки домой и листы коммуникации с семьей – это документы, которые позволяют установить, что вы сообщали семье, а очень часто и что происходило в тот или иной день. Если вы не сохраняете копии, вы не сможете ответить на вопрос, о чем вы информировали семью. Это важные данные, которые могут вам пригодиться – не оставляйте свою единственную копию у родителей.

6. Не допускайте, чтобы с родителями общался только тьютор.

Очень часто, особенно в инклюзивных классах, с учеником больше всего взаимодействует тьютор. Тем не менее, важно, чтобы за личную информацию с семьей отвечал учитель класса. Во-первых, это работа учителя, а вовсе не тьютора. Во-вторых, учителю важно убедиться, что он знает о том, что произошло в жизни ученика, не меньше родителей, так что без коммуникации с родителями учителя лишаются важной информации для обучения ребенка. В-третьих, тьютор может не понимать всех аспектов программы данного ученика или учебного плана – это понимает учитель.

7. Не сводите все к плохому/хорошему дню.

Одна мама назвала это «система смайликов». Ее дословные слова: «Если я получаю из школы только улыбчивый или хмурый смайлик, то мне это не нужно». И она права. «Хороший день» или «плохой день» – это ни о чем.

8. Никогда не скрывайте плохие новости от семьи.

Очень важно информировать родителей о том, что на самом деле происходит в школе. Если вы говорите, что все в порядке, но на самом деле нет, то в будущем это принесет лишь проблемы. Например, однажды родителей ученика вызвали в школу забрать его из-за крайне тяжелого поведения. Родители были в шоке. Я посмотрела, что им писали в классе, и тут уже в шоке была я. Родители просто не знали, что у ученика есть поведенческие проблемы, которые становятся только хуже. (Вопрос о том, стоило ли их вызывать забрать его – тема для другого дня). Проблема существовала две недели, а родители считали, что все прекрасно.

9. Не говорите с родителями, только если они что-то спрашивают.

Не реагируйте, будьте проактивными. Это верно для работы с поведением учеников, это верно для организации работы класса, и это верно для построения взаимоотношений с родителями. Если вы ждете, что родители обратятся к вам с вопросами, то вы ждете слишком долго. Посылайте родителям информацию и просите их об информации в ответ. Многие учителя жалуются, что родители не сообщают им принципиально важную информацию, например, о переменах в жизни семьи или смене препаратов. Но если вы не устанавливаете коммуникацию с ними, не ждите ответной коммуникации.

10. Не ожидайте, что родители будут рассказывать вам абсолютно все.

Жизнь родителей не менее напряженная, чем у вас. Кроме того, у родителей может быть много веских причин не делиться с вами какой-то информацией. В конце концов, речь идет о частной жизни их семьи, говорить об этом с посторонними людьми очень непросто. Кроме того, в разных культурах могут быть разные правила о том, о чем допустимо говорить вне семьи.

Хотя я всегда призываю родителей сообщать о смене препаратов, например, я понимаю, что родители могут скрывать эту информацию, потому что их очень часто осуждают за подобные решения. К тому же, родители часто не понимают, почему какая-то информация может быть важна в школе. У них нет времени сочинять романы про своих детей, так что лучше, если вы предоставите им готовую структуру – шаблон с вопросами, на которые они могут ответить.

Источник: на основе статей дефектолога Кристин Рив (Christine Reeve) из США

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.