10 правил коммуникации с родителями учеников с аутизмом
Вот несколько рекомендаций о том, как наладить конструктивное взаимодействие с семьями учеников с аутизмом или другими особенностями развития.
1. Предоставляйте конкретную информацию о том, что происходит в классе, с учетом пожеланий родителей.
Я понимаю, вы не можете рассказать обо всем, что происходит в классе. Но поставьте себе целью предоставлять родителям регулярную информацию о том, что ученик сделал, что у него не получилось и над чем сейчас работает ваш класс. Это поможет родителям понять, над чем надо поработать дома, и как помочь ребенку. Обязательно уточните у родителей, какая информация им нужна.
2. Передавайте родителям образцы для домашней работы.
Передавайте родителям образцы для домашней работы с примечаниями о том, какая помощь и какие подсказки нужны ученику при выполнении этих заданий. Это поможет родителям понять, как лучше помогать ребенку дома.
3. Сообщайте родителям об успехах.
Очень легко развить у себя привычку связываться с родителями только при появлении проблем. Через какое-то время у родителей будет сердце в пятки уходить каждый раз, когда они видят ваш номер телефона на определителе или вашу записку. Так нельзя выстроить конструктивные взаимоотношения с семьей. Несмотря на свою нагрузку, постарайтесь найти время, чтобы снять на телефон, как успешно ребенок справляется с заданием, и переслать видео родителям.
Оставьте маме сообщение на телефоне о замечательном случае, который произошел сегодня в классе. Или просто передайте записку о том, что сегодня ученик сделал что-то, чего он обычно не делает. Это залог ваших взаимоотношений с семьей. Вам нужно, чтобы родители были в вашей команде, а лучший способ этого добиться – разделить успехи.
4. Сообщайте плохие новости лично.
Допустим у одного из учеников был плохой день – самый плохой на вашей памяти. Найдите время позвонить, в самом крайнем случае, напишите личное электронное письмо с подробным описанием всего, что сегодня произошло, и что вы или тьютор планируете делать в дальнейшем, чтобы этого не допустить. Родители знают, что плохие дни возможны. У них дома они тоже случаются. Вопрос в том, что мы можем с этим сделать. Приписка о том, что у ребенка был «плохой день» никак не поможет решить проблему. В любом случае, родителям будет спокойнее, если они будут понимать, что вы планируете делать, чтобы справиться с проблемой. Возможно, это не проблема поведения самого ребенка – например, его ударил другой ученик или с ним не захотели играть, и он расстроился. В любом случае, родителям важно об этом знать, и важно объяснить им, как вы планируете помочь ребенку, чтобы этого не повторилось.
5. Сохраняйте копии той информации, которую вы посылаете домой.
Записки домой и листы коммуникации с семьей – это документы, которые позволяют установить, что вы сообщали семье, а очень часто и что происходило в тот или иной день. Если вы не сохраняете копии, вы не сможете ответить на вопрос, о чем вы информировали семью. Это важные данные, которые могут вам пригодиться – не оставляйте свою единственную копию у родителей.
6. Не допускайте, чтобы с родителями общался только тьютор.
Очень часто, особенно в инклюзивных классах, с учеником больше всего взаимодействует тьютор. Тем не менее, важно, чтобы за личную информацию с семьей отвечал учитель класса. Во-первых, это работа учителя, а вовсе не тьютора. Во-вторых, учителю важно убедиться, что он знает о том, что произошло в жизни ученика, не меньше родителей, так что без коммуникации с родителями учителя лишаются важной информации для обучения ребенка. В-третьих, тьютор может не понимать всех аспектов программы данного ученика или учебного плана – это понимает учитель.
7. Не сводите все к плохому/хорошему дню.
Одна мама назвала это «система смайликов». Ее дословные слова: «Если я получаю из школы только улыбчивый или хмурый смайлик, то мне это не нужно». И она права. «Хороший день» или «плохой день» – это ни о чем.
8. Никогда не скрывайте плохие новости от семьи.
Очень важно информировать родителей о том, что на самом деле происходит в школе. Если вы говорите, что все в порядке, но на самом деле нет, то в будущем это принесет лишь проблемы. Например, однажды родителей ученика вызвали в школу забрать его из-за крайне тяжелого поведения. Родители были в шоке. Я посмотрела, что им писали в классе, и тут уже в шоке была я. Родители просто не знали, что у ученика есть поведенческие проблемы, которые становятся только хуже. (Вопрос о том, стоило ли их вызывать забрать его – тема для другого дня). Проблема существовала две недели, а родители считали, что все прекрасно.
9. Не говорите с родителями, только если они что-то спрашивают.
Не реагируйте, будьте проактивными. Это верно для работы с поведением учеников, это верно для организации работы класса, и это верно для построения взаимоотношений с родителями. Если вы ждете, что родители обратятся к вам с вопросами, то вы ждете слишком долго. Посылайте родителям информацию и просите их об информации в ответ. Многие учителя жалуются, что родители не сообщают им принципиально важную информацию, например, о переменах в жизни семьи или смене препаратов. Но если вы не устанавливаете коммуникацию с ними, не ждите ответной коммуникации.
10. Не ожидайте, что родители будут рассказывать вам абсолютно все.
Жизнь родителей не менее напряженная, чем у вас. Кроме того, у родителей может быть много веских причин не делиться с вами какой-то информацией. В конце концов, речь идет о частной жизни их семьи, говорить об этом с посторонними людьми очень непросто. Кроме того, в разных культурах могут быть разные правила о том, о чем допустимо говорить вне семьи.
Хотя я всегда призываю родителей сообщать о смене препаратов, например, я понимаю, что родители могут скрывать эту информацию, потому что их очень часто осуждают за подобные решения. К тому же, родители часто не понимают, почему какая-то информация может быть важна в школе. У них нет времени сочинять романы про своих детей, так что лучше, если вы предоставите им готовую структуру – шаблон с вопросами, на которые они могут ответить.
Источник: на основе статей дефектолога Кристин Рив (Christine Reeve) из США