Функциональная оценка/анализ поведения
Очень часто начинающие специалисты путаются в двух терминах, которые на первый взгляд кажутся синонимичными или просто разными вариантами перевода одной и той же процедуры. Но это не так. Точнее, не совсем так. Дело в том, что функциональная оценка поведения (Functional Behaviour Assessment – FBA) помогает выявить причину проблемного поведения у детей с расстройством аутистического спектра (РАС), а затем найти решение. И для этого используются три основных метода: непрямой описательный (indirect), прямой описательный (observational/direct) и функциональный анализ поведения (Functional Analysis – FA), или его еще называют Экспериментальный функциональный анализ. Таким образом, функциональный АНАЛИЗ поведения – это лишь один из методов функциональной ОЦЕНКИ поведения.
FBA — это оценка, которая выявляет проблемное поведение, выдвигает гипотезу об его функции и является основой разработки плана коррекции. У детей с РАС часто наблюдаются поведенческие проблемы: от агрессии, самоагрессии и вспышек гнева до иногда даже членовредительства, например, битье посуды. Функциональная оценка всегда проводится с одной и той же целью, независимо от того, какой метод используется. Конечная цель ФБА — определить «функцию поведения» (т. е. причину) и разработать план коррекции, включающий обучение соответствующему замещающему поведению.
Согласно классической теории поведенческого анализа к общим функциям поведения можно отнести следующие четыре:
– Избегание требований;
– Привлечение внимания;
– Доступ к желаемому;
– Автоматическое подкрепление.
Итак, рассмотрим 3 метода определения функции нежелательного поведения.
1. Методы непрямого сбора информации
Никто не знает ребенка лучше, чем родители, учителя, воспитатели и другие специалисты, которые с ним взаимодействуют на регулярной основе. Непрямые методы функциональной оценки названы так потому, что информация собирается на основе личных наблюдений тех, кто часто находится рядом с ребенком. Косвенные методы функциональной оценки могут включать рейтинговые шкалы, анкеты и опросники, структурированные собеседования и интервью. Их цель — собрать данные о проблемном поведении ребенка и выявить потенциальные причины. Например, в ходе интервью у человека могут попросить подробно описать поведение ребенка, в том числе, когда такое поведение происходит, его характер и возможные причины.
Анкеты и интервью являются ценными инструментами для сбора информации для оценки поведения. Анкеты с краткими ответами, например, Шкала оценки мотивации (Motivation Assessment Scale, MAS), обеспечивают структурированный подход к сбору важных данных о мотивации ребенка. Одним из примеров косвенной функциональной оценки является такой инструмент как FAST (Functional Analysis Screening Tool). Он включает в себя анкету из 16 вопросов, которые можно задавать любому, кто знаком с поведением ребенка и наблюдал за тем, что происходит до нежелательного поведения, а также его последствия. Такие анкеты предлагают быстрый и эффективный способ сбора информации из различных источников.
Интервью, разработанное др. Хенли (Open-Ended Functional Assessment Interview), и IISCA (Interview Informed Synthesized Contingency Analysis) — это инструменты более современного подхода к непрямой оценке поведения, которые позволяют более глубоко изучить основные функции поведения посредством открытых вопросов и качественного анализа. В частности, он направлен на проведение быстрой и всесторонней оценки с помощью конкретных вопросов, которые дадут нам информацию о синтезированных функциях нежелательного поведения (например: ребенок, который встает из-за стола, чтобы пойти поиграть, мотивирован не только избеганием требований, но и доступом к желаемому). Этот метод способствует более полному пониманию поведения и дает ценную информацию для разработки эффективных стратегий вмешательства.
2. Методы прямого сбора информации
Как следует из названия, данные методы включают себя данные, которые собраны специалистом в ходе непосредственного наблюдения за ребенком в его/ее естественной среде. Помимо ребенка, в процессе наблюдения важно учитывать взаимодействие с родителями, опекунами, учителями и другие люди, которые с ним/ней общаются.
Специалист сначала наблюдает за ребенком, чтобы определить топографию проблемного поведения. Затем разрабатываются специальные чек-листы для сбора максимального количества важных данных. И затем производится непосредственно само наблюдение с регистрацией того, что происходит до эпизода с нежелательным поведением, как оно выглядит и что произошло после. По каждому эпизоду будет выявлена возможная причина.
Заполнение временной диаграммы — это один из методов, используемых в прямом функциональном анализе. На графике делается отметка, указывающая время и день, когда произошло конкретное поведение. Используя эту информацию, мы можем определить возможные причины такого поведения, будь то определенное время суток, действия, места, события или люди. Например, предположим, что у ребенка каждый день в 7 часов вечера случаются вспышки гнева. Диаграмма может показать, что такое поведение наблюдается во время купания. Затем терапевт пытается выяснить, почему время купания связано с таким поведением или как прием ванны может влиять на возникновение вспышек гнева.
Такие методы предполагают наблюдения за местом, где происходят эпизоды (даже в рамках одного помещения), временем и другой важной информацией, которая может помочь выявить не только причину, но и потом стать основой для построения плана коррекции (например, выявить частоту эпизодов, чтобы рассчитать время для предоставления подкрепления в процедурах DRO или DRL). Собирать данные важно, так как именно они позволяют заметить закономерности, которые незаметны с первого взгляда. Например, родителям кажется, что ребенок вокализирует весь день. Но когда стали собирать данные, то выяснили, что большинство случаев вокализации приходят на сборы на прогулку, переодевание и другие эпизоды, связанные со сменой одежды. У другого ребенка в столовой были нечастые эпизоды агрессии, благодаря наблюдению за которыми выяснилось, что они обусловлены наличием определенного блюда в меню.
Данные, собранные в ходе наблюдательных функциональных оценок, анализируются на основе предшествующих событий (А – Antecedent), поведения (В – Behaviour) и последствий (C – consequences) (ABC – Азбука поведения). Фактически, этот метод часто называют функциональной оценкой ABC. Такие данные позволяют сделать выводы и выдвинуть гипотезу о функции поведения. Можно ограничиться первыми двумя методами, но именно последний является заключительным и позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу.
3. Функциональный анализ/Экспериментальный анализ
Функциональный анализ (ФА) предназначен для поиска возможных функций (причин), лежащих в основе проблемного поведения. Этот метод основан на нескольких десятилетиях накопленных исследований. В начале 1980-х годов Ивата и его коллеги (Iwata, Dorsey, Slifer, Bauman, & Richman, 1982/1994) опубликовали свое фундаментальное исследование, которое стало «образцом» экспериментального функционального анализа. Ребенок «помещается» в разные условия (4 специальных и 1 контрольное), в которых «проверяются» четыре основные функции поведения. Они сравниваются также с условием Игра (контрольное).
Какие могут быть условия?
Внимание: используется, чтобы определить, происходит ли поведение с целью привлечь внимание, включая вербальное или физическое, кого-либо.
Требование: используется для определения того, происходит ли поведение с целью избежать требований или выполнения заданий.
Доступ: оценивает, происходит ли поведение с целью получить доступ к материальному предмету, человеку или деятельности.
Одиночество: наблюдение за тем, что происходит, когда ребенок остается один в комнате, без игрушек и других занятий.
Но на практике поведенческие аналитики обычно не используют такую экспериментальную процедуру, так как необходимо соблюдение важных условий, создание специфической среды, которая также будет безопасна для ребенка. Например, если проводить такой эксперимент для опасного поведения (например, аутоагрессия), то это не только неэтично, но и может быть опасно для ребенка. И важным моментом является тот факт, что во время проведения ФА нежелательное поведение активно подкрепляется.
Как только будет собрано достаточно данных, важно проанализировать и интерпретировать результаты. Собранные данные необходимо обобщить, ища закономерности, тенденции и корреляции между различными переменными. Анализируя данные, вы можете получить ценную информацию о функции поведения и выявить основные причины.
И затем наступает важный шаг – разработка и внедрение плана коррекции.
Разработка эффективных стратегий поведения.
Результаты FBA служат основой для разработки индивидуальных стратегий вмешательства в поведение. Необходимо учитывать выявленную функцию поведения для выбора подходящих вмешательств и поддержки, а также организовать сотрудничество с ключевыми членами семьи и специалистами, чтобы обеспечить целостный подход к решению проблемы поведения.
Важно проводить регулярную оценку эффективности разработанного плана коррекции нежелательного поведения: мониторинг эффективности плана поведения жизненно важны для содействия позитивному изменению поведения учащегося. Следует постоянно отслеживать прогресс в достижении целей поведения и вносите необходимые корректировки на основе постоянного сбора данных. И нужно не забывать отмечать успехи и области для дальнейшего совершенствования.
В заключение следует сказать, что Оценка функционального поведения (FBA) — мощный инструмент для понимания и решения проблемного поведения. Проведя FBA корректно и последовательно, родители и специалисты могут получить ценную информацию о глубинных причинах такого поведения и разработать эффективные стратегии поведенческого вмешательства.
Комментариев пока нет.