Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Что такое DIR

«Давайте поможем нашим детям стать авторами своей внутренней жизни» — цитата с официального сайта методики DIR® Стэнли Гринспена (Dr. Stenley Greenspan, доктор медицинских наук, детский психоаналитик и автор данного метода)

DIR® (произносится как аббревиатура каждой буквы D.I.R.: D – Developmental, I – Individual-differences, R – Relationship-based) — это модель, которая обеспечивает фундаментальную основу для понимания развития и обучения человека и того, как уникально каждый человек воспринимает и, следовательно, взаимодействует с миром. Она описывает важную роль социально-эмоционального развития в общем развитии человека, начиная с рождения и далее на протяжении всей жизни. Модель подчеркивает силу отношений и эмоциональных связей для стимулирования развития. Благодаря глубокому пониманию «D» (процесса развития) и «I» (индивидуальных различий человека) можно использовать «R» (человеческие отношения) для содействия здоровому развитию и помощи каждому человеку в достижении своего полного потенциала.

DIR® основана на науке о развитии человека и иногда может показаться технически сложной, но она, на самом деле, проста. Это путь к здоровому развитию в уважительной манере, которая способствует построению связей, взаимопонимания, любви, общения и вовлеченности. 

Цель модели DIR® — создание здоровой основы для развития социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, а не сосредоточение исключительно на конкретных навыках и паттернов поведения.

Говоря о соотношении понятий «DIR» и «DIRFloortime», можно сказать, что DIR® – это философия, а DIRFloortime® — это способ воплощения этой философии в жизнь, применение модели DIR® на практике. DIR® дает понимание того, как происходит развитие, а DIRFloortime дает способы содействия этому развитию. В то время как модель DIR® помогает понимать и способствовать развитию всех детей, DIRFloortime® (Floortime, Флортайм) чаще всего используется с детьми с образовательными, социально-эмоциональными, психическими и/или иными проблемами развития. Вообще, DIRFloortime® стал наиболее широко известен как подход к работе с детьми с РАС.

DIRFloortime® — это подход, используемый для содействия развитию личности маленького ребенка посредством уважительного, игрового, радостного и увлекательного процесса. Он использует силу отношений и человеческих связей для поощрения развития способностей к саморегуляции, вовлеченности, общению, совместному решению социальных проблем, а также творческому, организованному и рефлексивному мышлению Он используется во всем мире воспитателями, эрготерапевтами, логопедами, психологами, родителями и многими другими специалистами, кто заботится о людях с проблемами развития или другими особыми потребностями. 

Детям с особенностями развития, такими как аутизм, часто требуется довольно интенсивная поддержка, чтобы помочь им преодолеть аспекты аутизма, которые могут быть инвалидизирующими. Оставшись одни (без знакомого взрослого), они не будут инициировать взаимодействие, если им что-то нужно. Помощь ребенку с аутизмом заключается не в том, чтобы заставить его вести себя «нормально». Она заключается в том, чтобы помочь ему расти и развиваться. Поэтому применение DIRFloortime® возможно в любое время и в любом месте: занятия можно проводить в любом месте дома, на заднем дворе, в супермаркете и на детской площадке. Внедрять подход можно с другими детьми (братьями-сестрами или сверстниками) или просто со взрослым. Это можно делать в любое время дня, после ужина, в ванне или даже в постели, в машине или во время стирки, мытья посуды. Важным моментом является то, родитель или опекун может делать всё самостоятельно при дистанционной поддержке специалиста. 

Метод вмешательства называется «Floortime» (дословно «floor» – пол, «time» – время, т.е. «время, проведенное на полу»), поскольку родитель опускается на пол вместе с ребенком, чтобы играть и взаимодействовать с ним на его уровне. Флортайм проходит «под руководством» ребенка. Другими принципами применения DIRFloortime® являются следующие:

  • Следуйте примеру ребенка. Воспитатели и родители занимаются той же деятельностью, которая интересна ребенку, и таким же способом, как это делает он. Это может создать благоприятную, позитивную среду для взаимодействия.
  • Выбирайте задания с подходящей сложностью. Дети сталкиваются с трудностями с навыками, находящимися в «зоне ближайшего развития», где навык слишком сложен для ребенка, чтобы выполнить его самостоятельно, но может быть успешно выполнен при поддержке и руководстве другого человека.
  • Используйте метод Scaffolding для поддержки ребенка. Scaffolding — это метод, используемый для обучения новым навыкам развития. Он включает поддержку ребенка путем предоставления ровно такой помощи, которая позволит ему или ей успешно выполнить задачу. Работа с ребенком в «Зоне ближайшего развития» и использование поддержки может гарантировать, что деятельность будет приятной и способствующей росту.
  • Включайте эмоциональное взаимодействие. Родители и специалисты участвуют в эмоционально значимом взаимодействии с ребенком. Это может способствовать возникновению чувства доверия и безопасности с этими людьми.
  • Расширяйте возможности для общения. Родителям и специалистам следует поощряют ребенка использовать жесты, слова или другие средства общения, чтобы улучшить его способность общаться с другими.
  • Развивайте символическое мышление. Символическое мышление рассматривается как важная часть когнитивного развития ребенка. Воспитатели и родители работают над тем, чтобы помочь ребенку развить способность к воображению и абстрактному мышлению через игру.

И в заключение, представляем 5 простых игр, в которые можно поиграть с ребенком во время занятий DIRFloortime®:

  1. Ку-ку/прятки

В зависимости от того, на каком уровне развития находится ваш ребенок, можно выбрать «Ку-ку» или «Прятки». Это, безусловно, лучшие игры для развития совместной эмоции – радости. Через игру прорабатываются тревога из-за разлуки, напряжение, ожидание, волнение и восторг, а также участие по очереди. В Ку-ку можно играть по-разному: не только накрытие одеялом (важно в зависимости от особенностей обработки сенсорной информации ребенка включать различные текстуры и/или грузики в материал покрытия, чтобы обеспечить большую или меньшую стимуляцию или давление), но и прятание за дверным проемом, за игрушкой и с игрушкой, во время массажа (прячась за пяточками) и т.д. Дети с более высоким уровнем развития могут играть в более сложные версии «Пряток», например, игра «Горячо-холодно», поиск по подсказкам и т.д.

  1. Пузыри или воздушные шары

Надувание пузырей или удары по воздушным шарам — это игра, в которую можно играть в одиночку, но она может стать намного веселее, если играть вместе. Она включает работы над очередностью, ожиданием, разочарованием (когда пузыри или шары лопаются), возможностью экспериментального изучения предлогов (вверх, вниз, позади, перед, над, под и т. д.). Можно надувать пузыри на счет 3. Можно дождаться ответа ребенка, прежде чем надувать. Ребенка можно мотивировать научиться надувать самому. Вы можете называть цвета воздушных шаров. Вы можете сильно или мягко ударять по ним, чтобы они опускались низко или поднимались высоко, или даже просто отпускать их и смотреть, как они просто падают на землю.

  1. Щекотка или объятия

Щекотка хороша тем, что заставляет смеяться. Если щекотка кажется ребенку слишком пугающей или отталкивающей, можно вместо этого использовать объятия. Здесь веселье заключается в предвкушении ожидания щекотки. Можно щекотать сверху или снизу, обнять сзади или спереди. Можно щекотать по очереди. Можно называть части тела. Можно обниматься нежно или крепко. Однако, если эти действия вызывают дискомфорт у ребенка, то исключите такое взаимодействие!

  1. Догонялки

В некотором смысле догонялки похожи на игру в прятки, за исключением того, что в этом случае вы всегда находитесь в поле зрения друг друга и обычно быстро двигаетесь. Догонялки могут включать в себя тренировку ожидания, управление волнением, расширение словарного запаса об опыте движения (быстро, медленно) и даже вовлечение в ролевые игры, когда персонажи, мягкие игрушки или куклы гоняются друг за другом, например.

  1. Беги и врежься!

Беги и врежься — отличная игра, в которую можно играть вместе. Используйте разные варианты игры: можно просто пробежать через комнату и упасть на мягкий диван или на кровать, или установить «башню» из подушек или одеял. Если есть дома маты или вы в спортзале, можно бежать и врезаться в них. Можно регулировать время, изменяя скорость столкновения: таким образом ведется работа над разными аспектами планирования движений (вариант игры «Стоп-машина» или использование карточек с зеленым, желтым и красным цветами). Можно устроить гонку друг с другом или придумать препятствия на пути к «мягкой цели», например, «кочки» на полу, невысокое препятствие из книг и т.п.).

Вы можете узнать больше о DIR и РАС в книгах «Вовлеченность в аутизм» (Engaging Autism) и «Ребенок с особыми потребностями» (The Child with Special Needs) под авторством доктора Гринспена и его коллеги Сирены Видер (Wieder) 

Комментарии

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.