Что такое АВА-терапия
АВА-терапия – прикладная отрасль науки о поведении, один из самых эффективных методов коррекции поведения детей с аутизмом. В данном подходе вмешательство основано на анализе факторов окружающей среды, влияющих на поведение человека. Главный принцип АВА-терапии – то, что происходит сразу после поведения, влияет на то, будет ли это поведение возрастать или ослабевать. Поведенческий подход применяется в отношении социально-значимого поведения, то есть того, которое существенно влияет на качество жизни ребенка и его семьи.
1968 год принято считать годом рождения АВА-терапии как самостоятельной научной дисциплины, в этом году был издан первый выпуск журнала прикладного анализа поведения. И. Ловаас изучил эффективность применения АВА-терапии у детей с аутизмом и доказал, что при интенсивном обучении 40% детей преодолевают задержки развития и к школьному возрасту овладевают различными навыками, в том числе, социальными, наравне со сверстниками.
В настоящее время методики АВА-терапии применяются в индивидуальной и групповой работе с детьми с аутизмом, а также другими расстройствами для снижения уровня нежелательного поведения и обучения новым навыкам.
С помощью данного подхода можно решать следующие задачи:
- Формирование навыков, которые могут заменить нежелательные формы поведения в репертуаре ребенка. Например, целью работы может быть обучение ребенка просить желаемый предмет в доступной ему форме и тогда он может перестать кричать для получения желаемого;
- Формирование социальных и коммуникативных навыков, таких как, например, удерживание зрительного контакта, понимание мимики собеседника, умение просить о помощи специалиста, учителя и родителей, задавать вопросы, играть с другими;
- Формирование академических навыков на доступном ребенку уровне, к этой сфере относятся чтение, счет, письмо;
- Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания: самостоятельно посещать туалет, готовить и принимать пищу, различать свою и чужую посуду, принимать душ, убирать свою кровать, поддерживать опрятный внешний вид;
- Обобщение навыков, повышение способности ребенка с аутизмом демонстрировать целевые виды поведения не только в данном контексте, но и в различных других ситуациях.
Чтобы определить цели работы, чему именно учить ребенка на данный момент, необходимо провести оценку навыков. Для этого специалисты по прикладному анализу поведения используют различные методы.
Основные и самые распространенные из них:
- ABLLS-R – методика оценки базовых речевых и учебных навыков по 25 различным сферам развития, которые можно условно разделить на базовые учебные навыки, академические навыки, навыки самопомощи, моторные навыки. Тестирование ABLLS-R также позволяет определить приоритетные цели обучения. Автор методики – Джеймс Партингтон;
- VB-MAPP – методика оценки навыков речи и социального взаимодействия. По результатам тестирования VB-MAPP можно определить, каким навыкам стоит обучать ребенка в первую очередь, с какого уровня сложности стоит начинать обучение, какие факторы затрудняют процесс обучения, какая форма обучения подходит ребенку на данный момент. Автор методики – Марк Сандберг;
- PEAK – методика оценки комплексных навыков, состоит из 4 модулей, в каждом из которых оценивается степень развития 184 навыков: модуль прямого обучения, модуль генерализации, модуль эквивалентности, модуль трансформации. Методика позволяет провести оценку навыков за пределами базового уровня, является эффективной для диагностики как, детей и подростков, так и взрослых с аутизмом. Автор – Марк Р. Диксон;
- AFLS – методика оценки развития функциональных жизненных навыков: базовых, бытовых, навыков поведения в социуме. Авторы – Джеймс Партингтон и Майкл Мюллер;
- Essential for Living – методика оценки жизненно важных навыков, подходит для детей и взрослых с умеренными и выраженными интеллектуальными нарушениями. Авторы: Patrick McGreevy, Troy Fry & Coleen Cornwall.
Обучение новым навыкам может происходить в самой различной форме:
- Обучение отдельными блоками – форма обучения, при которой каждый поведенческий навык разбивается на отдельные шаги, которые отрабатываются с помощью большого количества повторений. Каждый блок состоит из предоставления стимула, подсказки, в случае необходимости, реакции ребенка, поощрения верной реакции или процедуры коррекции ошибки в случае неправильной реакции. Занятие проходит за столом или на полу;
- Обучение в естественной среде – форма обучения, при которой навыки отрабатываются на занятии в той среде, в которой живет ребенок. Это могут быть навыки просьбы мотивационных стимулов с использованием функций и характеристик предмета, предлогов для обозначения расположения предмета и другие навыки. Задача педагога при применении данной процедуры – заметить или спровоцировать инициативу ребенка и использовать ее для обучения;
- Смешанные блоки – формат обучения, при котором обучение новым навыкам чередуется с повторением уже изученного материала. Для удобства специалиста каждая инструкция пишется на карточке определенного цвета, для каждой сферы свой цвет. Специалист формирует колоду карточек с заданиями, которые ребенок уже выполняет и добавляет несколько карточек с целевыми заданиями. Обучение чаще всего проходит в результате занятия за столом, в быстром темпе;
- Полоса препятствий – взрослый или ребенок с помощью специалиста выстраивает полосу препятствий из матов, дорожек, лестниц и так далее. В конце каждого препятствия ребенка ждет задание, например, называние карточек, чтение, пазлы и так далее;
- Игра – взрослый с ребенком на занятии проигрывают определенный знакомый ребенку сюжет. В таком формате можно осваивать и актуализировать такие навыки как эхо-имитация, просьбы, моторная имитация и другие.
Помимо работы по обучению детей новым навыкам, аба-терапия занимается коррекцией нежелательного поведения на основе четырех функций.
Функция поведения – цель поведения, то, что ребенок хочет получить, ведя себя определенным образом. Функция поведения указывает на источник его подкрепления.
Выделяют следующие функции поведения:
- Привлечение внимания. Поведение ребенка, целью которого является социальное внимание, направлено на то чтобы вызвать у взрослого какую-либо реакцию, не обязательно положительную. Например, ребенок может таскать кошку за хвост, и радоваться, когда родители ругаются или громко кричать на занятии и смотреть за реакцией окружающих;
- Доступ к желаемому. Данное поведение направлено на то чтобы получить желаемый предмет или деятельность. Например, каждый раз когда ребенок громко кричит, родители дают ему конфетку. Чтобы получить такой же результат в следующий раз, ребенок снова будет кричать;
- Избегание. Цель такого поведения – избежать выполнение задания или другой неприятной деятельности. Например, при предъявлении требования ребенок не работает, а бьет себя и, соответственно, начало выполнения задания откладывается;
- Сенсорная стимуляция. Такое поведение направлено на получение приятных сенсорных ощущений. Например, ребенок раскачивается на кровати или висит вниз головой.
Определение функции поведения состоит из нескольких этапов:
Сначала АВА-специалисты собирают уже известную информацию о поведении ребенка – разговор с родителями, анкетирование, использование рейтинговых шкал, опрос и отчеты педагогов, которые работают с ребенком. Важно узнать когда поведение возникает, как долго длится, как оно выглядит, наблюдается ли ухудшение в последнее время, что обычно его запускает, и как родители реагируют на проблемное поведение у ребенка, что получает ребенок, ведя себя тем или иным образом;
Вторая задача специалиста – прямое наблюдение за поведением – сбор дополнительных, более объективных данных о поведении ребенка как дома, так и на занятии, измерение поведения, анализ предшествующих и последующих факторов;
Далее на основе полученных данных специалисты выдвигают гипотезы о функции поведения ребенка, их может быть несколько:
Проверка гипотезы осуществляется в ходе экспериментального анализа. Экспериментальный анализ является “золотым стандартом” в практике прикладного анализа поведения;
Последний этап – построение программы поведенческого вмешательства – это «план действий АВА-терапии», который позволит уменьшить или устранить проблемы поведения ребенка.
Для того, чтобы понять, является ли какая-либо работа с ребенком АВА-терапией, нужно проанализировать, соответствует ли она 7 признакам:
- Прикладной – АВА-терапия работает над социально-значимым поведением ребенка, над теми навыками, которые оказывают наибольшее влияние на жизнь клиентов и их близких;
- Поведенческий – объектом внимания является поведение, которое поддается количественной оценке и последующему анализу;
- Аналитический – выстраиваются функциональные зависимости между факторами в окружающей среде и поведением;
- Технологический – все процедуры, вмешательства, методы сбора данных в АВА прописаны так, чтобы любой человек мог использовать протокол;
- Концептуальный – все вмешательства АВА опираются на принципы поведения;
- Эффективный – в ходе применения АВА-терапии собирается большое количество данных по различным программам, анализируя полученный материал специалист может делать выводы об эффективности вмешательства;
- Генерализованный – важное место в каждой программе отведено обобщению изучаемых навыков.
Комментариев пока нет.