Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Что такое АВА-терапия

АВА-терапия – прикладная отрасль науки о поведении, один из самых эффективных методов коррекции поведения детей с аутизмом. В данном подходе вмешательство основано на анализе факторов окружающей среды, влияющих на поведение человека. Главный принцип АВА-терапии – то, что происходит сразу после поведения, влияет на то, будет ли это поведение возрастать или ослабевать. Поведенческий подход применяется в отношении социально-значимого поведения, то есть того, которое существенно влияет на качество жизни ребенка и его семьи.

1968 год принято считать годом рождения АВА-терапии как самостоятельной научной дисциплины, в этом году был издан первый выпуск журнала прикладного анализа поведения. И. Ловаас изучил эффективность применения АВА-терапии у детей с аутизмом и доказал, что при интенсивном обучении 40% детей преодолевают задержки развития и к школьному возрасту овладевают различными навыками, в том числе, социальными, наравне со сверстниками.

В настоящее время методики АВА-терапии применяются в индивидуальной и групповой работе с детьми с аутизмом, а также другими расстройствами для снижения уровня нежелательного поведения и обучения новым навыкам.

С помощью данного подхода можно решать следующие задачи:

  • Формирование навыков, которые могут заменить нежелательные формы поведения в репертуаре ребенка. Например, целью работы может быть обучение ребенка просить желаемый предмет в доступной ему форме и тогда он может перестать кричать для получения желаемого;
  • Формирование социальных и коммуникативных навыков, таких как, например, удерживание зрительного контакта, понимание мимики собеседника, умение просить о помощи специалиста, учителя и родителей, задавать вопросы, играть с другими;
  • Формирование академических навыков на доступном ребенку уровне, к этой сфере относятся чтение, счет, письмо;
  • Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания: самостоятельно посещать туалет, готовить и принимать пищу, различать свою и чужую посуду, принимать душ, убирать свою кровать, поддерживать опрятный внешний вид;
  • Обобщение навыков, повышение способности ребенка с аутизмом демонстрировать целевые виды поведения не только в данном контексте, но и в различных других ситуациях.

Чтобы определить цели работы, чему именно учить ребенка на данный момент, необходимо провести оценку навыков. Для этого специалисты по прикладному анализу поведения используют различные методы.

Основные и самые распространенные из них:

  • ABLLS-R – методика оценки базовых речевых и учебных навыков по 25 различным сферам развития, которые можно условно разделить на базовые учебные навыки, академические навыки, навыки самопомощи, моторные навыки. Тестирование ABLLS-R также позволяет определить приоритетные цели обучения. Автор методики – Джеймс Партингтон;
  • VB-MAPP – методика оценки навыков речи и социального взаимодействия. По результатам тестирования VB-MAPP можно определить, каким навыкам стоит обучать ребенка в первую очередь, с какого уровня сложности стоит начинать обучение, какие факторы затрудняют процесс обучения, какая форма обучения подходит ребенку на данный момент. Автор методики – Марк Сандберг;
  • PEAK – методика оценки комплексных навыков, состоит из 4 модулей, в каждом из которых оценивается степень развития 184 навыков: модуль прямого обучения, модуль генерализации, модуль эквивалентности, модуль трансформации. Методика позволяет провести оценку навыков за пределами базового уровня, является эффективной для диагностики как, детей и подростков, так и взрослых с аутизмом. Автор – Марк Р. Диксон;
  • AFLS – методика оценки развития функциональных жизненных навыков: базовых, бытовых, навыков поведения в социуме. Авторы – Джеймс Партингтон и Майкл Мюллер;
  • Essential for Living – методика оценки жизненно важных навыков, подходит для детей и взрослых с умеренными и выраженными интеллектуальными нарушениями. Авторы: Patrick McGreevy, Troy Fry & Coleen Cornwall.

Обучение новым навыкам может происходить в самой различной форме:

  • Обучение отдельными блоками – форма обучения, при которой каждый поведенческий навык разбивается на отдельные шаги, которые отрабатываются с помощью большого количества повторений. Каждый блок состоит из предоставления стимула, подсказки, в случае необходимости, реакции ребенка, поощрения верной реакции или процедуры коррекции ошибки в случае неправильной реакции. Занятие проходит за столом или на полу;
  • Обучение в естественной среде – форма обучения, при которой навыки отрабатываются на занятии в той среде, в которой живет ребенок. Это могут быть навыки просьбы мотивационных стимулов с использованием функций и характеристик предмета, предлогов для обозначения расположения предмета и другие навыки. Задача педагога при применении данной процедуры – заметить или спровоцировать инициативу ребенка и использовать ее для обучения;
  • Смешанные блоки – формат обучения, при котором обучение новым навыкам чередуется с повторением уже изученного материала. Для удобства специалиста каждая инструкция пишется на карточке определенного цвета, для каждой сферы свой цвет. Специалист формирует колоду карточек с заданиями, которые ребенок уже выполняет и добавляет несколько карточек с целевыми заданиями. Обучение чаще всего проходит в результате занятия за столом, в быстром темпе;
  • Полоса препятствий – взрослый или ребенок с помощью специалиста выстраивает полосу препятствий из матов, дорожек, лестниц и так далее. В конце каждого препятствия ребенка ждет задание, например, называние карточек, чтение, пазлы и так далее;
  • Игра – взрослый с ребенком на занятии проигрывают определенный знакомый ребенку сюжет. В таком формате можно осваивать и актуализировать такие навыки как эхо-имитация, просьбы, моторная имитация и другие.

Помимо работы по обучению детей новым навыкам, аба-терапия занимается коррекцией нежелательного поведения на основе четырех функций.

Функция поведения – цель поведения, то, что ребенок хочет получить, ведя себя определенным образом. Функция поведения указывает на источник его подкрепления.

Выделяют следующие функции поведения:

  • Привлечение внимания. Поведение ребенка, целью которого является социальное внимание, направлено на то чтобы вызвать у взрослого какую-либо реакцию, не обязательно положительную. Например, ребенок может таскать кошку за хвост, и радоваться, когда родители ругаются или громко кричать на занятии и смотреть за реакцией окружающих;
  • Доступ к желаемому. Данное поведение направлено на то чтобы получить желаемый предмет или деятельность. Например, каждый раз когда ребенок громко кричит, родители дают ему конфетку. Чтобы получить такой же результат в следующий раз, ребенок снова будет кричать;
  • Избегание. Цель такого поведения – избежать выполнение задания или другой неприятной деятельности. Например, при предъявлении требования ребенок не работает, а бьет себя и, соответственно, начало выполнения задания откладывается;
  • Сенсорная стимуляция. Такое поведение направлено на получение приятных сенсорных ощущений. Например, ребенок раскачивается на кровати или висит вниз головой.

Определение функции поведения состоит из нескольких этапов:

Сначала АВА-специалисты собирают уже известную информацию о поведении ребенка – разговор с родителями, анкетирование, использование рейтинговых шкал, опрос и отчеты педагогов, которые работают с ребенком. Важно узнать когда поведение возникает, как долго длится, как оно выглядит, наблюдается ли ухудшение в последнее время, что обычно его запускает, и как родители реагируют на проблемное поведение у ребенка, что получает ребенок, ведя себя тем или иным образом;

Вторая задача специалиста – прямое наблюдение за поведением – сбор дополнительных, более объективных данных о поведении ребенка как дома, так и на занятии, измерение поведения, анализ предшествующих и последующих факторов;

Далее на основе полученных данных специалисты выдвигают гипотезы о функции поведения ребенка, их может быть несколько:
Проверка гипотезы осуществляется в ходе экспериментального анализа. Экспериментальный анализ является “золотым стандартом” в практике прикладного анализа поведения;

Последний этап – построение программы поведенческого вмешательства – это «план действий АВА-терапии», который позволит уменьшить или устранить проблемы поведения ребенка.

Для того, чтобы понять, является ли какая-либо работа с ребенком АВА-терапией, нужно проанализировать, соответствует ли она 7 признакам:

  1. Прикладной – АВА-терапия работает над социально-значимым поведением ребенка, над теми навыками, которые оказывают наибольшее влияние на жизнь клиентов и их близких;
  2. Поведенческий – объектом внимания является поведение, которое поддается количественной оценке и последующему анализу;
  3. Аналитический – выстраиваются функциональные зависимости между факторами в окружающей среде и поведением;
  4. Технологический – все процедуры, вмешательства, методы сбора данных в АВА прописаны так, чтобы любой человек мог использовать протокол;
  5. Концептуальный – все вмешательства АВА опираются на принципы поведения;
  6. Эффективный – в ходе применения АВА-терапии собирается большое количество данных по различным программам, анализируя полученный материал специалист может делать выводы об эффективности вмешательства;
  7. Генерализованный – важное место в каждой программе отведено обобщению изучаемых навыков.
Комментарии

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.