Метод TEACCH разработан Университетом Северной Каролины.
Расстройство аутистического спектра (РАС), или аутизм – нарушение нейроразвития, а значит сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Раннее начало интенсивных вмешательств существенно влияет на прогноз качества жизни в будущем, однако даже в случае благоприятного исхода ряд особенностей может стать серьезной проблемой на пути к получению высшего образования или трудоустройству человека с аутизмом. Таким образом, важно, чтобы его поддержка продолжалась на всех возрастных этапах.
TEACCH – комплексное вмешательство при аутизме, направленное в первую очередь на повышение самостоятельности пациента. Применение метода возможно на протяжении всей его жизни, начиная с 18 месяцев и до пожилого возраста. Так, например, в рамках TEACCH существует программа T-STEP (TEACCH® School Transition to Employment and Postsecondary Education Program), разработанная для поддержки перехода к образованию в колледжах и ВУЗах и/или трудоустройству для подростков с аутизмом в возрасте от 16 до 21 года. Она представляет собой 12-недельный дидактический курс, в рамках которой участники отрабатывают навыки выполнения инструкций, регуляции эмоций и социальной коммуникации, а также получают индивидуальные консультации по вопросам карьеры и образования.
Изначально TEACCH – аббревиатура полного названия программы: Treatment and Education of Autistic and Communication Related Handicapped Children (Лечение и обучение детей с аутизмом и нарушениями коммуникации). Однако на сегодняшний день принято считать, что название программы – аббревиатура из английских слов, обозначающих основные концептуальные принципы программы:
- Обучать (Teaching) – делиться и меняться знаниями об аутизме для повышения навыков и квалификации различных специалистов и практиков.
- Расширять (Expanding) – обучаться и накапливать собственные знания для предоставления высококачественных услуг людям с аутизмом и их семьям.
- Ценить (Appreciating) – учитывать и признавать сильные стороны и уникальность особенностей людей с аутизмом.
- Сотрудничать и взаимодействовать (Collaborating and Cooperating) – с коллегами, другими специалистами, людьми с аутизмом и членами их семей.
- Холистический подход (Holistic)- применять целостный подход, учитывающий интересы человека с РАС, его семьи и общества.
Реализовывать программу может исключительно сертифицированный специалист, прошедший обучение. Как и у многих программ вмешательств, применение метода начинается с оценки текущего уровня развития навыков для разработки индивидуального маршрута для каждого пациента. Так для детей предполагается посещение специализированного центра раннего вмешательства.
Основным методом в программе является структурированный TEACCHing (игра слов по созвучию с английским словом «teaching» – «обучать»). Основными целями такого обучения являются повышение самостоятельности ребенка, совершенствование навыков и предотвращение проблем с поведением. Особенностью метода является учет особых образовательных потребностей людей с аутизмом, а именно: трудности в социальной коммуникации и внимании в сочетании с хорошими показателями в визуальной обработке информации, что считается их сильной стороной. Применяется метод преимущественно в изолированных классах, но при этом существует возможность адаптации программы под домашние условия, в которых родитель выступает в качестве сотерапевта для своего ребенка, что позволяет снизить потребность в регулярном участии специалиста.
Структура программы TEACCH позволяет прогнозировать предстоящие действия и понимать ожидания от различных заданий для ученика и учитывает следующие факторы.
- Организация физической среды
Четкое разделение зон и создание интересной и удобной среды способствует улучшению обучения. Планировка помещений и зон должна учитывать индивидуальные особенности учеников, что позволит уменьшить самостимуляцию, ограничить отвлекающие факторы, снизить тревожность и повысить эффективность работы.
- Предсказуемая последовательность действий/планирование
Предсказуемость деятельности и ее последовательность также снижает тревожность и повышает эффективность. В рамках TEACCH данный фактор поддерживается с помощью наглядных пособий и расписаний, содержащих информацию о том, что ожидает ученика в течение учебного дня.
- Визуальные расписания
Делают задание и его последовательность менее запутанной и непонятной, что снижает уровень тревожность и вероятность возникновения нежелательного поведения, а также развивает самостоятельность и независимость. Примерами визуальных расписаний могут служить: списки дел или пошаговые инструкции по выполнению заданий (например, с помощью картинок).
- Рутина и гибкость
Рутина (т. е. постоянное повторение одной и той же деятельности изо дня в день) служит двум целям. Во-первых, она делает деятельность предсказуемой. Во-вторых, она не дает ребенку выработать свой собственный распорядок дня, который может оказаться нежелательным или социально не адаптируемым. При этом требуется соблюдать баланс с учетом гибкости, так как в жизни всегда существует вероятность неожиданных событий, к которым необходимо приспосабливаться. В данном случае гибкость – это внесение небольших корректировок: использование несильно отличающихся материалов, изменение маршрута и т. д.
- Структурирование деятельности
Помогает ребенку понять задачу, сосредоточиться и выполнить ее самостоятельно. Структура должна отвечать на четыре вопроса: Что сделать? Сколько или какой объем работы? Как понять, что задание выполнено? Что происходит после выполнения?
- Визуальная организации деятельности
В случае если ребенок с аутизмом не может потрогать или увидеть будущую деятельность, скорее всего он не будет в ней участвовать. И если визуальное расписание подсказывают ребенку, что и в какой последовательности ему нужно делать, то визуальная организация предполагает предоставление необходимых материалов, их организацию и устойчивость.
Ежедневная деятельность варьируется в зависимости от индивидуальных потребностей с постепенным снижением структурирования окружающий среды и деятельности и увеличением самостоятельности.
Программа TEACCH была разработана в 1960-х годах в США в Университете Северной Каролины клиническим психологом Эриком Шоплером совместно с преподавателем специального образования Робертом Райхлером. Эффективность применения данной программы для улучшения социального поведения и снижения нежелательного поведения, а также высокий уровень удовлетворенности родителей детей с РАС в процессе данного вмешательства были показаны в ряде исследований, которые проводились как в разных возрастных группах, так и в различных социальных условиях. Причем такие показатели как продолжительность (общее количество недель в программе), интенсивность (количество часов в неделю) и условия (дома или в специализированном центре) не оказывали существенного влияния на результаты. Преимущества применения стратегий Программы были также отмечены в исследованиях, изучавших опыт самостоятельного проживания и трудоустройства для взрослых людей с аутизмом.
Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра», подготовленные Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику (АПсиП) и одобренные Министерством здравоохранения РФ в июле 2020 г., рекомендуют программу TEACCH «для детей, подростков и молодых людей с РАС с целью улучшения социального поведения и снижения частоты нежелательного поведения, развития когнитивных, вербальных, моторных навыков, навыков восприятия».