Методика PECS (ПЕКС) – это система альтернативной и дополнительной коммуникации, которая помогает общаться людям с различными множественными нарушениями. Система PECS позволяет формировать базовые коммуникативные навыки для демонстрации желаний или потребностей. Со временем, или в зависимости от уровня развития навыка, с помощью карточек можно также научиться строить предложения, отвечать на вопросы и комментировать собственные чувства и эмоции.
Система альтернативной коммуникации PECS была разработана в 1985 году для преодоления сложностей, с которыми сталкивались при использовании различных программ обучения навыкам детей c РАС, она предназначалась для работы с детьми-дошкольниками с РАС и другими социально-коммуникативными особенностями, не владеющими целенаправленной или социально приемлемой речью. Однако в последующие 40 лет практики системы, спектр ее применения существенно расширился – ею стали пользоваться люди разных возрастов нозологий. Описано много случаев применения данной системы с больными после инсультов, черепно-мозговых травм, с взрослыми с различными ментальными нарушениями, детьми с ДЦП и тяжелыми множественными нарушениями. Для обучения PECS не нужны никакие предварительные навыки, такие как учебное поведение, умение различать изображения, указательный жест. Система PECS обучает интерактивному характеру общения, формирует коммуникативную инициативу, то есть способность инициировать контакт, учит различению изображений, указательному жесту в функциональном интерактивном контексте. PECS предоставляет возможность многим учащимся успешно общаться в первый же день обучения.
Система альтернативной коммуникации PECS включает 6 этапов или фаз.
В таблице представлены 6 этапов обучения системе альтернативной коммуникации PECS. Дети, использующие PECS, сначала учатся с помощью отдельных карточек обращаться с просьбами, а на следующих этапах создают с их помощью различные грамматические структуры и высказывания, выполняющие множество коммуникативных функций (реакции просьбы, наименования, ответы на вопросы, спонтанные комментарии происходящего и т.п.)
Среди основных принципов обучения системе PECS – продуманная стратегия подсказок с постепенным их убиранием; определение «нового» навыка и подкрепление его в течение половины секунды; работа с допущенными при различении карточек ошибок с помощью специальной процедуры коррекции ошибок; принцип проверки соответствия для оценки правильности различения изображений. Работа по увеличению словарного запаса ученика основывается на его мотивации, то есть словарь расширяется за счет мотивационных предметов или действий.
Описание этапов обучения коммуникации PECS
Этап PECS | Название ОПИСАНИЕ | Цель обучения | Процедура обучения |
ЭТАП I | Простой обмен | Как инициировать общение. | 3-шаговая последовательность: взять карточку, протянуть, отпустить. Процедура подсказки с помощью двух человек. |
ЭТАП II | Расстояние и настойчивость | Уметь проявлять настойчивость в коммуникации и преодолевать расстояние в поисках коммуникативной книги и партнера. | Общении при разнообразии людей, видов деятельности, местоположений и предметов. |
ЭТАП III | III А – простое различение III B – условное различение | Уметь попросить желаемый предмет и избежать нежелаемого. Различение между одинаково желаемыми предметами. | Обучение различению изображений. 4-шаговая процедура коррекции ошибок. Проверка соответствия. 4-шаговая процедура коррекции ошибок. |
ЭТАП IV | Построение предложений | Фразовая невербальная речь: составление грамматической конструкции предложения с карточкой «Я хочу». | Последовательное обучение с помощью 4 шагов. На 4 шаге: Подсказка с постоянной временной задержкой для формирования первичных вокальных реакций. Вызов речи: стратегия дифференцированного подкрепления за просьбу речью или карточками. |
ЭТАП V | Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» | Фразовая невербальная речь: составление грамматической конструкции предложения с карточкой «Я хочу». | Подсказка с постепенным увеличением временной задержки. Сохранение спонтанных просьб. |
ЭТАП VI | Комментирование, наименование | Ответы на вопросы «Что ты видишь/слышишь/чувствуешь/ что у тебя есть?» и т.д. | Различение вводных конструкций предложений. Спонтанное комментирование и просьбы |
В научных публикациях приводится множество результатов исследований, посвященных влиянию использования PECS на развития речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, начавших обучение PECS в возрасте 5 лет и младше. Большинство этих исследований показали развитие спонтанной речи, в среднем, у 70% детей. Эти дети прекратили применение PECS и пользовались речью как единственной формой общения (хотя у них по-прежнему отмечалась задержка речевого развития). Другие 30% детей продолжали использовать PECS. Они не заговорили, но у них появилась устойчивая система альтернативной коммуникации.
Переход с традиционной версии PECS на голос-говорящее устройство PECS IV+
После 4-го этапа обучения одной из стратегий является перевод ребенка на коммуникативное голос-говорящее устройство PECS IV+.
Критерии перехода на электронную версию коммуникации PECS включают:
– словарный запас ученика составляет более 50 слов в виде изображений;
– у ученика не развита речь, и требуется голосовой выход для озвучивания его невербальных высказываний;
– он уверенно различает изображения;
– обучен различать изображения в массиве из нескольких пиктограмм или изображений, распределенных в коммуникативном альбоме по нескольким категориям;
– ученик умеет перемещаться по нескольким страницам альбома PECS, находя нужные карточки;
– он овладел как минимум IV этапом PECS (фразовая речь);
– самостоятельно составляет и обменивает полоску предложения (термин, обозначающий структуру фразы в системе PECS) как минимум из двух карточек;
Если все эти критерии соблюдены, можно применить алгоритм перехода на голос-генерирующие устройства.
В программном голос-генерирующем приложении учтены все принципы обучения системы PECS, например, задержка звуковой подсказки, своевременная коррекция ошибки пользователя и другие положения. В приложении существует библиотека символов до 3500 слов, что позволяет пользователю общаться на высоком уровне функциональной речи, постоянно расширяя и усложняя свой словарный запас.
По аналогии с бумажным альбомом, электронная версия системы PECS содержит каталог изображений и возможность категоризации страниц. Система хранения изображений в электронном устройстве PECS IV+ организована таким образом, чтобы обеспечить быстрый доступ к странице вводных конструкций предложений (карточки «я хочу», «я вижу», «я слышу», «я чувствую», «мне нравится», «мне не нравится», «у меня есть», «у меня болит» и т. д.), а также к библиотеке изображений.
Данное приложение существует в русскоязычной версии и содержит возможность выбора электронного голоса. Рекомендуется озвучивание устройства голосом однополого сверстника ученика.
Опасения и мифы о системе коммуникации PECS
Многие родители и специалисты высказывают опасения, что использование такой системы карточек, как PECS, может негативно сказаться на потенциальном развитии речи, особенно при использовании карточек очень маленькими детьми. Исследования, проведенные в течение последних 25 лет, показали, что системы дополнительной коммуникации не только не мешают развитию речи, но и повышают вероятность развития или улучшения речевых навыков. При наблюдении за детьми, использующими PECS в период приобретения речи, выявляется следующий феномен: количество произносимых слов и сложность речевых конструкций повышаются в случае, если детям предоставлен доступ к альбомам для занятий PECS.
То есть, существует множество убедительных доводов в пользу положительного влияния PECS на развитие речи. Помимо этого, есть данные исследований, подтверждающие снижение проявлений дезадаптивного/нежелательного поведения после введения PECS, а также улучшение социального поведения детей.
Дети, обученные общению с помощью системы альтернативной коммуникации PECS, реже демонстрируют нежелательное поведение, приобретают функциональные навыки общения, что в целом улучшает качество жизни семьи и ребенка.
Методика PECS, рекомендуется для людей с низким уровнем функциональной речи с целью развития навыков функциональной коммуникации, речевых навыков, социальных навыков, академических навыков (письма), уменьшения частоты нежелательного поведения».