Государственная лицензия на образовательную деятельность №040898
Современные курсы педагогам
для профессионального
и карьерного роста

Как хвалить ученика: краткая шпаргалка

Похвала – сочетание внимания к ученику с позитивным устным утверждением. Это важное социальное поощрение, которое может стать незаменимым методом подкрепления, особенно в условиях школьного класса. Правильно используемая похвала повышает вероятность желательного поведения и правильных ответов в будущем, улучшает взаимоотношения с учеником и повышает его самооценку. Что важно помнить про похвалу:

Когда использовать похвалу

  • Используйте похвалу сразу же после правильного ответа или желательного поведения. Как и любое поощрение, похвала должна немедленно следовать за поведением – чем меньше задержка по времени, тем лучше;
  • Хвалите за поведение, которое соответствует текущим образовательным целям;
  • Хвалите за поведение, которое вы хотели бы чаще наблюдать в будущем;
  • Используйте похвалу, если вы заметили хотя бы небольшое улучшение в поведении или усилия ребенка в нужном направлении.

Соблюдайте правило «4 к 1»

Эффективное использование любой похвалы должно соответствовать правилу 4 к 1. Это значит, что на каждое замечание или исправление должно приходиться не менее 4 случаев похвалы.

Очень часто ребенок получает внимание педагога только в ответ на проблемное поведение или ошибку. Для того, чтобы поддержать положительное поведение ребенка, важно хвалить его гораздо чаще, чем поправлять. Необходимо целенаправленно «ловить» ученика за хорошим поведением и отмечать его – как минимум, в 4 раза чаще, чем вы делаете ребенку замечания.

Похвала учеников – это как депозитный счет в банке. Чем чаще вы делаете вложения на счет, тем больше он будет. Чем чаще вы хвалите ученика, тем лучше будут ваши рабочие отношения. Если вам нужно «снять средства» – сделать негативное замечание или поправить ученика, то «большой счет» это выдержит, у вас еще есть большой запас.

Используйте конкретную поведенческую похвалу

Конкретная поведенческая похвала – это позитивное утверждение для поощрения желательного поведения, которое включает: имя ученика (или фразу, которая сообщит ему, что его хвалят), конкретное описание/определение поведения и фразу похвалы.

Примеры:

«Джон, ты прибрался на парте – отличная работа!»

«Молодчина! Ты вовремя использовала навыки против стресса, Линн».

«Отлично ждешь своей очереди» (стоя рядом с ребенком и глядя на него).

«Прекрасно, ты нашел все одинаковые картинки» (во время занятия один на один).

Также используйте неспецифическую похвалу

Неспецифическая похвала – это позитивное утверждение для подкрепления желательного поведения, которое не включает все элементы конкретной поведенческой похвалы.

Примеры:

«Джон, на твоей парте теперь так красиво».

«Ты не забыла о навыках против стресса, Линн».

«Алекс, ты очень хорошо себя ведешь».

«Молодец».

«Спасибо».

«Потрясающе!»

«Очень хорошо».

Как использовать конкретную поведенческую похвалу

  • Определите конкретное поведение и решите, нужно ли его хвалить;
  • Скажите имя ученика или иначе покажите, что вы обращаетесь именно к нему;
  • Опишите конкретное желательное поведение;
  • Включите в предложение слово или фразу похвалы: хорошо, молодец, хорошая работа, отлично, потрясающе, замечательно, очень красиво, просто супер, ух ты, ты это сделал, ты хорошо постарался, так держать, и т. д. Варьируйте слова похвалы, чтобы они не приедались;
  • Имя, описание поведения и слова похвалы могут располагаться в любом порядке;
  • Похвала должна быть убедительной, произноситься искренне и с энтузиазмом;
  • Похвала должна варьироваться, не нужно повторять одну и ту же фразу, иначе она потеряет смысл для ученика;
  • Похвала не должна мешать ученику в том, что он делает, она не должна прерывать занятие и быть помехой.

Примечание: у некоторых детей похвала вызывает негативную реакцию

Некоторые дети реагируют на похвалу негативно. Часто это зависит от прошлого опыта ребенка – возможно раньше кто-то хвалил ребенка при неудачах или перед тем как увеличить требования. Или, может быть, ученику не нравится, что к нему привлекается внимание. Нужно проявлять осторожность и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

По материалам американского центра поведенческого здоровья Devereux.

С нами сотрудничают
АНО «Особенный город»
ГБУ ОО «КРЦ ППМС»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
ЦПМПК НО
АНО «Новый взгляд»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.