Как известно игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Через нее ребенок развивается в эмоциональном плане, учится общаться со сверстниками и адаптируется к окружающему миру. Неудивительно, что такая важная деятельность может быть использована в терапевтических целях.
DIR – терапевтический подход, сфокусированный на эмоциональном развитии ребенка. Данный подход особенно эффективен в работе с детьми с аутизмом любого возраста в связи с особенностями нарушений у них социальной коммуникации, но не ограничивается этой категорией и подходит также детям с другими нарушениями развития.
DIR – аббревиатура с английского языка, обозначающая основные принципы подхода:
- Developmental – основанный на диагностике эмоционального развития;
- Individual differences – учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и окружающей его среды;
- Relationship-based – базирующийся и работающий через взаимоотношения между ребенком и специалистом/значимым взрослым.
Floortime – один из методов работы в рамках подхода DIR, но зачастую два этих названия либо используются как взаимозаменяемые, либо совместно. Дословный перевод названия означает «время на полу», что соответствует ключевому способу работы методики – специалист или родитель опускается на пол к ребенку и взаимодействуют, играя с ним на его уровне. Методика не ставит своей задачей непосредственную работу над речевыми или когнитивными навыками ребенка, их улучшение происходит через эмоциональное развитие и игру. Другим компонентом вмешательства в рамках модели DIR является междисциплинарный подход с использованием различных методов терапии, а также включение в процесс различных специалистов (логопедов, эрготерапевтов и т. д.).
Шесть основных навыков, которые должен усвоить ребенок дошкольного возраста в рамках DIR/Floortime, выглядят следующим образом:
- Саморегуляция и интерес к окружающему миру
- Вовлеченность в отношения с другими людьми
- Двусторонняя взаимная коммуникация
- Сложные модели коммуникации (совместное решение социальных задач)
- Способность создавать эмоциональные идеи
- Развитие эмоционального мышления
Большинство типично развивающихся детей овладевают этими навыками к 4 годам. В дальнейшем, с развитием вмешательства, добавляются еще три навыка для детей более старшего возраста:
- Многопричинное, «треугольное» мышление (понимание множественности причин и способность оценивать ситуацию со своей стороны, стороны партнера и третьего стороннего наблюдателя).
- Нюансированное, трехстороннее мышление (понимание нюансов и разных степеней эмоций, а также относительной значимости эмоций, событий и т. д.).
- Рефлексивное, спонтанное мышление (понимание и формирование внутренних стандартов).
Задача специалиста при использовании метода Floortime – направить ребенка и помочь преодолеть трудности на каждом этапе по освоению конкретного навыка. В самом начале специалист подключается к игре ребенка, какой бы она ни была, даже если она не имеет на первый взгляд очевидного содержания или цели. Задачей на этом этапе является установка контакта и определение на каком этапе эмоционального развития находится ребенок. По результатам создается индивидуальная программа будущего вмешательства с учетом всех возможных факторов: особенностей развития ребенка, сенсорных особенностей, медицинских данных, привычек и интересов ребенка, а также пожеланий родителей.
В ходе работы специалист должен помогать, не нарушая при этом доверительных отношений и уважая интересы и личность ребенка. Таким образом, ребенок не воспринимает работу специалиста как занятия или принуждение к какой-либо деятельности. Ребенок на всех этапах терапии – ведущий, в то время как специалист – ведомый. Даже после налаживания контакта и выстраивания отношений, специалист расширяет взаимодействие, незначительно варьируя свои действия, оставляя при этом главную роль ребенку. В зависимости от уровня развития ребенка виды взаимодействия могут отличаться. Это может быть игра, диалог, двигательная активность, творчество и т. д.
DIR/Floortime предполагает 15 часов занятий в неделю, при этом одно занятие длится 20–30 минут и проводится несколько раз в день (обычно 8–12 раз). Поэтому немаловажную роль в терапии играет участие родителей и даже братьев и сестер, которые продолжают терапию в домашней обстановке. Сами занятия могут проводиться совершенно в любых условиях: в специализированном центре, дома, на детской площадке и т. п. Еще одним компонентом DIR/Foortime являются игровые встречи с другими детьми. Это становится заключительным шагом, к которому стоит переходить, когда ребенок уже способен безопасно взаимодействовать с другими детьми.
Специалисты DIR/Floortime должны пройти специализированное обучение и получить необходимую сертификацию. Именно такой специалист разрабатывает и контролирует программу, а также обучает и помогает родителям выполнять ее дома.
Вмешательство DIR/Floortime разработано в 1980-х годах доктором наук Стенли Гринспеном и доктором наук Сереной Вайдер, однако популярность и признание получило только в начале XXI века. Эффективность метода изучалась в ряде рандомизированных контролируемых исследованиях различного качества. На данный момент подход в качестве терапии аутизма относятся скорее к перспективным, чем к научно доказанным. Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра», подготовленные Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику (АПсиП) и одобренные Министерством здравоохранения РФ в июле 2020 г., рекомендуют вмешательство DIR/Floortime «для развития навыков социального взаимодействия и улучшения коммуникации с родителями у детей с РАС дошкольного возраста».