Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
Программа профессиональной переподготовки (260 часов).
Даты проведения 15.03.2021 – 18.05.2021
Программа проводится в онлайн-формате, время обучения Московское.
В рамках предлагаемой программы педагоги, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, воспитатели, специалисты других профессий, осуществляющие обучение, воспитание, развитие и коррекцию, а также реабилитацию детей с ОВЗ, включая РАС, освоят методы прикладного анализа поведения на продвинутом уровне, научатся проводить высокоточное тестирование навыков с помощью VB-MAPP и ABLLS-R, писать протоколы и планы коррекции поведения, научатся методам эффективным обучения и развития детей с ОВЗ и РАС, смогут организовывать поведенческую поддержку ребенка с РАС в рамках образовательной модели «Ресурсный класс» в общеобразовательных школах, а также эффективно работать с такими детьми в детских садах, специализированных центрах или на дому.
Программа разработана на основе курса подготовки поведенческих аналитиков уровня ВСаВА, адаптирована под потребности российских специалистов в области коррекции детей с ОВЗ, включая РАС, и содержит все необходимое для вашего успешного профессионального становления в качестве АВА-терапевта. Обучение по программе позволит вам стать востребованными специалистами на современном рынке коррекционно-развивающих и образовательных услуг для детей с ОВЗ, включая РАС.
Документ по итогам обучения
По итогам обучения слушатели, успешно сдавшие итоговый квалификационный экзамен, получат Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, удостоверяющий, что слушатель прошел обучение по программе "Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ" в объеме 260 ак. часов, и подтверждающий право выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере коррекции поведенческих нарушений, обучения, абилитации и развития детей и подростков с ОВЗ с применением методов прикладного анализа поведения (АВА-терапии).
Кому подойдет программа
- Педагогам, педагогам-психологам, логопедам, дефектологам, тьюторам, воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ и РАС в общеобразовательной школе, детском саду, коррекционно-развивающем центре или на дому;
- Работникам ПМПК и ЦПМСС, которым необходимо проводить точную диагностику детей с ОВЗ, включая РАС, и составлять корректные программы их обучения и развития;
- Учителям и кураторам Ресурсных классов для детей с ОВЗ, включая РАС, в общеобразовательных школах;
- Социальным педагогам, другим специалистам социальной сферы, занятым в обучении, воспитании и реабилитации детей с ОВЗ, включая РАС;
- Тьюторам и сопровождающим ребенка с ОВЗ, включая РАС;
- Медицинским работникам, инструкторам АФК оказывающим медицинскую, реабилитационную, абилитационную и иную помощь детям и подросткам с ОВЗ, включая РАС;
- Студентам, которые хотят иметь гарантированную возможность трудоустройства по окончании вуза;
- Родным и близким детей с ОВЗ, включая РАС, которые хотели бы оказывать ребенку качественную помощь в домашних условиях.
Формат обучения
Онлайн-обучение, занятия проходят в виде серии онлайн-вебинаров. Все вебинары записываются, поэтому если вы опоздаете или вовсе не посетите занятие, у вас будет возможность пересмотреть его в записи. В режиме онлайн-чата прямо во время вебинара у вас будет возможность задать вопросы преподавателю, а на протяжении всего периода обучения преподаватель будет оставаться с вами на связи для полноценных консультаций по всем вопросам обучения.
Кем смогут работать выпускники программы
- кураторами либо учителями ресурсных и(или) автономных классов (зон, групп) для детей с ОВЗ, включая детей с РАС, в образовательных организациях дошкольного и начального общего образования;
- квалифицированными поведенческими аналитиками (АВА-терапевтами), специалистами по коррекции поведения, практикующими в частных детских центрах, либо оказывающими поведенческую поддержку детям с ОВЗ, включая РАС, на дому;
- компетентными в своей сфере специалистами, использующими методы АВА-терапии при обучении, развитии, абилитации и коррекции поведенческих нарушений у детей с ОВЗ, включая детей с РАС.
Настоятельно рекомендуем всем выпускникам программы и всем начинающим специалистам на первом этапе профессионального становления в АВА-терапии осуществлять практику под руководством более опытных поведенческих аналитиков.
Что вы будете уметь по окончании обучения
- выявлять целевое поведение детей с ОВЗ, в том числе, детей с РАС;
- проводить тестирование ребенка с ОВЗ, в том числе, ребенка с РАС;
- составлять программу поведенческого вмешательства;
- реализовывать программу поведенческого вмешательства вместе с командой;
- проводить процедуры коррекции нежелательного поведения;
- формировать у ребенка с ОВЗ, включая ребенка с РАС, новые учебные, социальные, коммуникативные и бытовые навыки.
Обучение подойдет вам, если
- вы давно мечтали стать АВА-терапевтом и искали лучшие варианты обучения;
- вы хотите овладеть современными поведенческими технологиями научения, развития и коррекции детей с ОВЗ, включая детей с РАС;
- вы являетесь педагогом, работающим с детьми с различными поведенческими проблемами, и хотите научиться эффективно их решать;
- вы хотите на высоком уровне овладеть методом прикладного анализа поведения, чтобы стать как можно более востребованным специалистом на рынке коррекционно-развивающих услуг;
- вы планируете создание ресурсных классов и вам необходимо пройти профессиональную переподготовку;
- вы хотите научиться сопровождению детей с ОВЗ, включая детей с аутизмом, в общеобразовательной школе;
Программа разработана Институтом прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий совместно с Центром прикладного поведенческого анализа с учетом профессиональных требований к специалистам в области поведенческого анализа и в полном соответствии с Российским образовательным законодательством.
Разработчики и преподаватели
Айса ШейфферКлинический директор программы
Поведенческий аналитик, магистр психологии, сертифицированный поведенческий аналитик (ВСВА), супервизор ресурсных классов в России.
Константин Исупов
Преподаватель программы
клинический психолог, поведенческий аналитик, окончил сертифицированный курс ВСВА в Florida Institute of Technology, супервизор ресурсных классов в России.
Ирина Докиминенко
Преподаватель программы
педагог, поведенческий аналитик, окончила сертифицированный курс ВСВА, куратор ресурсных классов в России.
Учебный план и расписание занятий
п/п | Тема | Дата | Время | Преподаватели |
1. | Структура и назначение курса. Содержание. Аттестация. Анализ поведения: краткая история развития. Определяющие черты прикладного анализа поведения (ПАП). Определение ПАП | 15 марта | 18.00-21.00 | А. Шейффер И. Докиминенко К. Исупов |
2. | Основные понятия ПАП. Поведение. Среда | 16 марта | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
3. | Респондентное поведение | 18 марта | 18.00-21.00 | К. Исупов |
4. | Оперантное поведение. Концепция ABC. Подкрепление и наказание | 22 марта | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
5. | Виды подкрепления. Виды наказания | 23 марта | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
6. | Гашение. Режимы подкрепления | 25 марта | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
7. | Антецеденты. Мотивационные условия. Дискриминативные стимулы. Стимульный контроль | 29 марта | 18.00-21.00 | К. Исупов |
8. | Выбор целевого поведения. Оценка социальной значимости. Функциональное и топографическое определение целевого поведения | 30 марта | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
9. | Визуальное отображение данных. Сбор данных и графики. Построение системы сбора данных | 01 апреля | 18.00-21.00 | К. Исупов |
10. | Практикум по методам измерения поведения. Промежуточная аттестация | 05 апреля | 18.00-21.00 | А. Шейффер И. Докиминенко К. Исупов |
11. | Анализ вербального поведения по Скиннеру. Определение вербального поведения. Вербальные операнты | 06 апреля | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
12. | VB-MAPP как методика оценки навыков. Цели тестирования VB-MAPP. Компоненты VB-MAPP и их взаимосвязь. Этапы тестирования по методике VB-MAPP. Графическое отображение уровня развития навыков | 08 апреля | 18.00-21.00 | К. Исупов |
13. | Инструмент тестирования ABLLS-R. Структура тестирования. Содержание тестирования. Оценка навыков. Подсчет баллов и оценка результатов тестирования. Применение результатов тестирования для составления индивидуальной программы развития | 12 апреля | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
14. | Оценка предпочтений. Оценка подкреплений. Подсказки | 13 апреля | 18.00-21.00 | К. Исупов |
15. | Обучение методом отдельных блоков. Обучение в естественной среде | 15 апреля | 18.00-21.00 | К. Исупов |
16. | Шейпинг. Формирование цепочек. Обобщение | 19 апреля | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
17. | Написание протоколов и подготовка чек-листов. Практикум по написанию протоколов. Промежуточная аттестация | 20 апреля | 18.00-21.00 | А. Шейффер И. Докиминенко К. Исупов |
18. | Функциональная оценка поведения (ФОП). Функции поведения. Многофункциональное поведение. Рабочая гипотеза о функции поведения. Проактивные и реактивные стратегии коррекции поведения | 22 апреля | 18.00-21.00 | К. Исупов |
19. | Обзор Экспериментальной процедуры функционального анализа. Практикум по функциональной оценке. | 26 апреля | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
20. | Проактивные стратегии как манипуляции предшествующими факторами. Стратегии, основанные на дифференцированном подкреплении (DRA, DRI, DRO). FCT как вариант DRA | 27 апреля | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
21. | Дифференциальное подкрепление низкой частоты поведения (DRL). Необусловленное подкрепление поведения (NCR). Предоставление выбора. Прайминг. Метод высоковероятностных серий. Манипуляции контекстными факторами (дженерики). | 29 апреля | 18.00-21.00 | К. Исупов |
22. | Реактивные стратегии как манипуляция последствиями. Штрафование и его разновидности. Рекомендации по эффективному применению штрафования | 04 мая | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
23. | Построение поведенческого плана (плана коррекции поведения). Подход к выбору процедур коррекции | 05 мая | 18.00-21.00 | К. Исупов |
24. | Введение в альтернативную коммуникацию. | 06 мая | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
25. | Практикум по написанию поведенческих планов. Промежуточная аттестация | 10 мая | 18.00-21.00 | А. Шейффер И. Докиминенко К. Исупов |
26. | Этика. Ответственное поведение, ответственность перед клиентом | 11 мая | 18.00-21.00 | И. Докиминенко |
27. | Этика. Компетенция и предоставление услуг. Остальные разделы этического кодекса. | 13 мая | 18.00-21.00 | К. Исупов |
28. | Консультация. Предэкзаменационная подготовка | 17 мая | 18.00-21.00 | А. Шейффер И. Докиминенко К. Исупов |
Экзамен | 18 мая | А. Шейффер И. Докиминенко К. Исупов |
Учебно-тематический план
Результаты обучения
- вы получили новые профессиональные компетенции в области прикладного анализа поведения;
- вы можете самостоятельно проводить ключевые процедуры тестирования, составления программ и коррекции нежелательного поведения у детей с ОВЗ, включая РАС;
- вы можете разрабатывать программы модификации поведения и формирования новых навыков;
- как специалист вы полностью соответствуете всем требованиям законодательства;
- вы стали частью прогрессивного профессионального сообщества поведенческих аналитиков.
Стоимость обучения
Стоимость обучения составляет 40 000 ₽**При обучении групп слушателей от одной организации представляются скидки.
Требования к слушателям программы
- наличие высшего или среднего специального образования
- получение высшего или среднего специального образования в настоящее время.
- персональный компьютер с доступом в сеть Интернет.
Документы, необходимые для зачисления на обучение
- диплом с приложением об имеющемся среднем специальном или высшем образовании, либо справка от образовательного учреждения (для студентов)
- паспорт
- свидетельство о браке, разводе (в случае изменения фамилии)