Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Прикладной анализ поведения: что это и как он помогает детям с особенностями

Сегодня прикладной анализ поведения у многих на слуху. Конечно, в первую очередь с этим понятием сталкиваются родители детей с особенностями развития, врачи и коррекционные педагоги. Но что это такое и почему именно методики  ПАП считаются одними из самых эффективных при обучении детей с РАС и другими нарушениями развития?

Давайте для начала разберемся в терминологии

В литературе и на просторах сети можно увидеть разные названия одного и того же подхода

  • Прикладной анализ поведения (ПАП)
  • Прикладной поведенческий анализ
  • Поведенческая терапия
  • ABA (Applied behavior analysis), ABA-терапия (АБА как транслитерация)

Все это синонимы и разные варианты перевода названия прикладной отрасли науки о поведении.

На русский язык корректнее всего переводить ABA как “прикладной анализ поведения” или сокращенно “ПАП”.

Что такое прикладной анализ поведения

Глобально поведение всех живых организмов изучает такая наука как бихевиоризм. И фундаментальные законы поведения, так же как и законы физики, одинаковы как для животных, так и для человека.

Прикладной анализ поведения (ПАП/ABA) – научная дисциплина, которая занимается поиском взаимосвязей между окружающей средой и поведением человека. Это действительно прикладная наука, потому что ПАП не просто анализирует и меняет поведение человека – идет работа над социально-значимым поведением, то есть того, которое существенно влияет на жизнь самого человека и его окружения. Формируются те навыки, которые помогут ребенку или взрослому адаптироваться в окружающем мире, жить настолько самостоятельно, насколько это возможно.

Основы и принципы

Главный принцип ПАП – то, что происходит сразу после поведения, влияет на то, будет ли это поведение возрастать или ослабевать, то есть поведение формируется через последствия.

Прикладной анализ поведения (ПАП) обладает собственной системой терминов, которые могут показаться сложными для тех, кто только знакомится с этой областью знаний. Важно понимать, что многие термины ПАП существенно отличаются от их привычного бытового значения или трактовки в других психологических и педагогических направлениях.

Возьмём для примера два фундаментальных понятия: подкрепление и наказание. В обыденной жизни мы часто ассоциируем подкрепление с приёмом пищи, а наказание — с дисциплинарными мерами вроде лишения удовольствий или физического воздействия. Однако в контексте ПАП эти термины имеют совершенно иное значение.

Суть понятий заключается не просто в последствиях действий, а в их влиянии на будущее поведение. Подкрепление — это любые события, которые увеличивают вероятность повторения определенного поведения в дальнейшем. Например, если вы стали чаще готовить по новым рецептам после того, как ваши блюда получили много комплиментов, значит, комплименты выступили в роли подкрепления. Аналогично, повышение на работе или дружеское одобрение могут усиливать определенные поведенческие паттерны.

Наказание же, напротив, уменьшает вероятность повторения поведения. При этом важно понимать, что то, что кажется наказанием, может на самом деле работать как подкрепление. Например, публичное порицание ученика может не только не уменьшить нежелательное поведение, но и усилить его, если ребенок получает от этого внимание сверстников.

Индивидуальный характер реакций на различные стимулы — ключевой аспект ПАП. То, что эффективно для одного человека, может быть абсолютно бесполезным для другого:

  • Лишение гаджетов может быть как наказанием, так и возможностью заняться более увлекательными делами.
  • Похвала способна мотивировать одних и оставлять равнодушными других.

Именно поэтому специалисты ПАП уделяют особое внимание тщательному анализу того, какие именно последствия влияют на поведение конкретного человека. Такой персонализированный подход делает прикладной анализ поведения эффективным инструментом работы с поведением, в отличие от универсальных методов воспитания и саморазвития.

Что может, а что не может ПАП?

Методы прикладного анализа поведения (АВА) направлены прежде всего на

  • работу с проблемным поведением через формирование альтернативного поведения и функциональной коммуникации (понятная спокойная просьба вместо крика)
  • изменение уже существующего поведения (ребенок начинает одеваться быстрее и самостоятельнее)
    формированию самых различных навыков (навыков общения, бытовых, академических навыков, навыков учебного поведения, игровой деятельности и др)
  • снижение чувствительности к неприятным для ребенка, но необходимым в его жизни вещам (стрижка волос и ногтей, мытье головы, новые вещи)
  • обобщению навыков в разных условиях – ПАП не формирует “кабинетные навыки”, а старается дать ребенку такие новые умения, чтобы он мог воспользоваться ими сразу же, выйдя с занятия. Метод DTT – дискретных проб или отдельных блоков часто ассоциируется с ПАП и занятиями за столом, но на самом деле может применяться в любой среде и так, что окружающие даже не поймут, что идет обучение, а не игра! Многие навыки формируется в естественной среде (метод естественного обучения – NET), а принцип пирамидального подхода (его еще называют “функциональный ПАП”) – обобщение “со второй пробы”.

Чем не является ПАП?

  • “дрессировкой” или жесткой муштрой прикладной анализ поведения точно не является. Да, законы поведения одинаковы для животных и человека, как и многие другие естественные законы природы, но основная цель ПАП – дать человеку необходимые адаптивные навыки для жизни. Любое обучение предполагает иногда “зубрежку”, мы все когда-то рассказывали таблицу умножения как стихотворение, но современные методики ПАП учат и гибкости, и пониманию точки зрения другого человека, и, главное, – тем нюансам общения, которые доступны конкретному человеку. И реализуется это максимально мягко по отношению к ребенку или взрослому.
  • прикладной анализ поведения не меняет личность человека, не “ломает” его под чьи-то интересы, и вся работа идет исключительно на пользу ребенка и его семьи

Кому подходит ПАП

Применение прикладного анализа поведения особенно эффективно для детей с аутизмом и входит в современные клинические рекомендации по РАС.  Исследования показывают, что ПАП помогает развивать речь, социальные навыки, самообслуживание, а также уменьшает нежелательное поведение.

Однако методы ПАП могут быть полезны и для других детей: с задержкой развития, трудностями поведения, нарушениями коммуникации. Более того, ПАП активно применяется и во взрослых программах — например, для формирования рабочих и бытовых навыков.

Центры и специалисты

Сегодня во многих городах работают центры прикладного анализа поведения, где с детьми занимаются сертифицированные специалисты. Они помогают родителям понять принципы прикладного анализа поведения и выстраивать единый подход дома и в саду или школе.

Обучение для родителей и специалистов

В нашем институте для педагогов и родителей доступны курсы прикладного анализа поведения в формате онлайн.
Обучение прикладному анализу поведения помогает взрослым научиться видеть причины поведения, правильно реагировать на трудные ситуации и поддерживать ребёнка в развитии.

Модульный курс профессиональной переподготовки на аналитика поведения продвинутого уровня — https://ипап.рф/

Курс профессиональной переподготовки (260 ч.) «Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ» https://iaba.ru/course/aba-terapija-professiya-videokurs/

Курс повышения квалификации «Основы АВА-терапии. Базовый курс» (72 ч.) — https://iaba.ru/course/osnovy-ava-terapii-videokurs/

Литература и источники

  1. Baer, D. M., Wolf, M. M., & Risley, T. R. (1968). Some current dimensions of applied behavior analysis. Journal of Applied Behavior Analysis, 1(1), 91–97.
  2. Cooper, J. O., Heron, T. E., & Heward, W. L. (2020). Applied Behavior Analysis (3rd ed.). Pearson.
  3. Wong, C. et al. (2015). Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism Spectrum Disorder.
  4. National Autism Center. National Standards Project.
Комментарии

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

С нами сотрудничают

Московский педагогический государственный университет
Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.