Наша цель – создание для вас качественных и эффективных образовательных программ, соответствующих современным мировым стандартам подготовки педагогов и психологов.
23 Марта 2020

Что такое руководящий контроль?

Руководящий контроль - это умение педагога, специалиста или родителя управлять поведением ребенка через подкрепление желательного поведения и формирование мотивации к сотрудничеству.

Зачем нужен руководящий контроль?

Руководящий контроль - фундамент отношений с ребенком. Наличие руководящего контроля повышает вероятность того, что наши инструкции побудят ребенка дать правильный ответ. Если руководящий контроль не сформирован, ребенок не будет с нами сотрудничать, выполнять инструкции, соответственно, обучение будет практически невозможно.

Как установить руководящий контроль?

Роберт Шрамм выделяет 7 этапов установления руководящего контроля:

1. Контроль мотивационных предметов. Все вещи, которые любит ребенок должны контролироваться взрослым. Ребенок может получить то, что он хочет, выполняя простые инструкции взрослого. Чтобы ограничить доступ ребенка к мотивационным предметам, можно положить их на шкаф в прозрачную коробку, чтобы ребенок мог их видеть, но не мог достать.

2. Интересное взаимодействие. Через взрослого ребенок должен получать новый позитивный опыт. Взрослый должен начать ассоциироваться у ребенка с чем-то приятным. Для этого нужно следовать за интересами ребенка. Если ребенок хочет слушать музыку, вы можете быть тем, кто даст возможность ее послушать. Другая прекрасная возможность для отождествления себя с подкреплением — когда ребенок раскачивается на качелях. Вы можете сделать это занятие более интересным, играя с ребенком, пытаясь поймать его или пощекотать во время раскачивания.

3. Последовательность и честность. Прежде чем задать ребенку вопрос или дать инструкцию, вам следует четко определить, какую реакцию вы ожидаете. За приемлемый ответ ребенка нужно поощрить. Постарайтесь найти пути, чтобы предложить больше подкреплений, когда ребенок показывает навык без вашей помощи, и меньше, когда вы помогаете ему дать правильный ответ.

4. Успех-поощрение. Ребенок может получить мотивационный предмет только следуя вашим инструкциям. Давайте ребенку легкие задания и поощряйте его стремление участвовать в занятии. Нужно каждый раз инструктировать ребенка «Сначала выброси это в мусор, потом будет печенье» или «Соберешь все жетоны - будет машинка». Ребенок должен понять, что следовать правилам - это лучший способ получить желаемое

5. Переменное подкрепление. На ранних этапах овладения учебным контролем поощряйте каждую верную реакцию ребенка. Ни одна верная реакция не должна остаться незамеченной. Позже постепенно можно переходить переменному соотношению подкрепления, то есть перейти от подкрепления каждого отдельного ответа (1:1) к подкреплению каждого второго, третьего и даже четвертого ответа (2:1, 3:1, 4:1) в ситуациях, когда ребенок следует инструкции.

6. Анализ предпочтений. Задача этого этапа - максимально понять предпочтения ребенка. Не просто ответить на вопрос, что ему нравится, а понять, что он предпочитает в зависимости от ситуации, часто ли меняет выбор, какие свойства этого поощрения привлекают ребенка. Ответы на эти вопросы помогут вам быстро и эффективно предлагать ребенку новые поощрения, что положительно сказывается на мотивации ребенка с вами заниматься, а следовательно, на руководящем контроле. Можно выделить первичные (еда), вторичные материальные (предметы) и вторичные нематериальные (социальные) поощрения

7. Уменьшение нежелательного поведения. Покажите ребенку, что игнорирование вашей инструкции или неприемлемое поведение не приведет к получению подкрепления. Нежелательное (неприемлемое) поведение - это поведение, повторение которого вы не хотели бы видеть снова при аналогичных обстоятельствах. Для этого достаточно не подкреплять такое поведение.

Когда стоит начинать работу по установлению руководящего контроля?

С самого начала работы с ребенком, сразу после знакомства и установления первичного контакта. Можно заранее расспросить родителей, что нравится ребенку, какие у него любимые игрушки, мультики.

Подробнее об установлении руководящего вопроса, мотивации и работе с нежелательным поведением детей с ОВЗ, включая РАС, можно на наших курсах:

https://iaba.ru/services/dlya-pedagogicheskikh-rabotnikov/inklyuzivnoe-obrazovanie/povedencheskiy-podkhod-pri-organizatsii-protsessa-inklyuzii-detey-s-mentalnymi-narusheniyami-i-autiz/

https://iaba.ru/services/dlya-pedagogicheskikh-rabotnikov/inklyuzivnoe-obrazovanie/primenenie-metodov-prikladnogo-analiza-povedeniya-pri-obuchenii-i-razvitii-detey-s-ovz-vklyuchaya-au/

Заказать услугу
Подайте предварительную заявку на обучение, и мы обязательно свяжемся с вами, чтобы ответить на все ваши вопросы.
Вернуться к списку