Наша цель – создание для вас качественных и эффективных образовательных программ, соответствующих современным мировым стандартам подготовки педагогов и психологов.
20 Августа 2019

Похвала – сочетание внимания к ученику с позитивным устным утверждением. Это важное социальное поощрение, которое может стать незаменимым методом подкрепления, особенно в условиях школьного класса. Правильно используемая похвала повышает вероятность желательного поведения и правильных ответов в будущем, улучшает взаимоотношения с учеником и повышает его самооценку. Что важно помнить про похвалу:

КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОХВАЛУ

- Используйте похвалу сразу же после правильного ответа или желательного поведения. Как и любое поощрение, похвала должна немедленно следовать за поведением – чем меньше задержка по времени, тем лучше.

- Хвалите за поведение, которое соответствует текущим образовательным целям.

- Хвалите за поведение, которое вы хотели бы чаще наблюдать в будущем.

- Используйте похвалу, если вы заметили хотя бы небольшое улучшение в поведении или усилия ребенка в нужном направлении.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛО «4 К 1»

Эффективное использование любой похвалы должно соответствовать правилу 4 к 1. Это значит, что на каждое замечание или исправление должно приходиться не менее 4 случаев похвалы.

Очень часто ребенок получает внимание педагога только в ответ на проблемное поведение или ошибку. Для того, чтобы поддержать положительное поведение ребенка, важно хвалить его гораздо чаще, чем поправлять. Необходимо целенаправленно «ловить» ученика за хорошим поведением и отмечать его – как минимум, в 4 раза чаще, чем вы делаете ребенку замечания.

Похвала учеников – это как депозитный счет в банке. Чем чаще вы делаете вложения на счет, тем больше он будет. Чем чаще вы хвалите ученика, тем лучше будут ваши рабочие отношения. Если вам нужно «снять средства» - сделать негативное замечание или поправить ученика, то «большой счет» это выдержит, у вас еще есть большой запас.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ КОНКРЕТНУЮ ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ ПОХВАЛУ

Конкретная поведенческая похвала – это позитивное утверждение для поощрения желательного поведения, которое включает: имя ученика (или фразу, которая сообщит ему, что его хвалят), конкретное описание/определение поведения и фразу похвалы.

Примеры:

«Джон, ты прибрался на парте – отличная работа!»

«Молодчина! Ты вовремя использовала навыки против стресса, Линн».

«Отлично ждешь своей очереди» (стоя рядом с ребенком и глядя на него).

«Прекрасно, ты нашел все одинаковые картинки» (во время занятия один на один).

ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКУЮ ПОХВАЛУ

Неспецифическая похвала – это позитивное утверждение для подкрепления желательного поведения, которое не включает все элементы конкретной поведенческой похвалы.

Примеры:

«Джон, на твоей парте теперь так красиво».

«Ты не забыла о навыках против стресса, Линн».

«Алекс, ты очень хорошо себя ведешь».

«Молодец».

«Спасибо».

«Потрясающе!»

«Очень хорошо».

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОНКРЕТНУЮ ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ ПОХВАЛУ

- Определите конкретное поведение и решите, нужно ли его хвалить.

- Скажите имя ученика или иначе покажите, что вы обращаетесь именно к нему.

- Опишите конкретное желательное поведение.

- Включите в предложение слово или фразу похвалы: хорошо, молодец, хорошая работа, отлично, потрясающе, замечательно, очень красиво, просто супер, ух ты, ты это сделал, ты хорошо постарался, так держать, и т. д. Варьируйте слова похвалы, чтобы они не приедались.

- Имя, описание поведения и слова похвалы могут располагаться в любом порядке.

- Похвала должна быть убедительной, произноситься искренне и с энтузиазмом.

- Похвала должна варьироваться, не нужно повторять одну и ту же фразу, иначе она потеряет смысл для ученика.

- Похвала не должна мешать ученику в том, что он делает, она не должна прерывать занятие и быть помехой.

ПРИМЕЧАНИЕ: У НЕКОТОРЫХ ДЕТЕЙ ПОХВАЛА ВЫЗЫВАЕТ НЕГАТИВНУЮ РЕАКЦИЮ

Некоторые дети реагируют на похвалу негативно. Часто это зависит от прошлого опыта ребенка – возможно раньше кто-то хвалил ребенка при неудачах или перед тем как увеличить требования. Или, может быть, ученику не нравится, что к нему привлекается внимание. Нужно проявлять осторожность и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

По материалам американского центра поведенческого здоровья Devereux.

Заказать услугу
Подайте предварительную заявку на обучение, и мы обязательно свяжемся с вами, чтобы ответить на все ваши вопросы.
Вернуться к списку