Наша цель – создание для вас качественных и эффективных образовательных программ, соответствующих современным мировым стандартам подготовки педагогов и психологов.
17 Февраля 2020

Доска «Сейчас-потом» - это очень эффективный визуальный метод для детей с аутизмом. Он наглядно объясняет ребенку ваши ожидания и показывает, что он должен сделать, чтобы получить доступ к желаемому предмету или занятию.

ДОСКИ/УТВЕРЖДЕНИЯ «СЕЙЧАС-ПОТОМ»

Визуальные доски или просто устные утверждения «Сейчас-потом» показывают ребенку, в какой последовательности произойдут события. Они могут играть роль самого простого визуального расписания для облегчения перехода от одного занятия к другому. При этом в качестве «Сейчас» используется не очень желанное занятие или событие, а в качестве «Потом» всегда используется то, что может мотивировать ребенка выполнить неприятную для него задачу. Например: «Сначала сделай задание по чтению, потом можешь играть в видеоигры».

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ УТВЕРЖДЕНИЯ/ДОСКИ «СЕЙЧАС-ПОТОМ»

Запланируйте задачи для ребенка так, чтобы сложные или нелюбимые им задачи чередовались с приятными занятиями. Например: «Сначала подмети пол, потом можешь посидеть за компьютером». Метод основан на закономерности, впервые описанной психологом Премаком («закон Премака»), согласно которой, человек с большей вероятностью выполнит задачу, если знает, что после этого последует что-то более приятное для него.

После того, как ребенок выполнит «сначала», вы должны как можно быстрее перейти к обещанному «потом».

Следите за тем, чтобы желанное занятие «потом» можно было получить только после выполнения «сначала».

Не полагайтесь только на устные фразы, используйте понятные картинки или напечатанные слова (если ребенок хорошо читает) на листе бумаги или другой поверхности – многие дети с аутизмом гораздо лучше реагируют на «ощутимые» наглядные инструкции, а не на устную речь.

Однако с некоторыми детьми или в ситуациях, когда визуальная поддержка недоступна, лучше использовать устные слова.

Убедитесь, что вы правильно определили, что нравится и не нравится ребенку.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА

- Используйте в качестве «Сначала» занятие, которое не очень или совсем не нравится ребенку.

- Используйте в качестве «Потом» занятие, которое ребенок предпочитает.

- НЕ предоставляйте занятие «Потом», пока «Сначала» не выполнено, даже если ребенок прибегает к проблемному поведению.

- НЕ выбирайте для «Сначала» крайне сложное и незнакомое для ребенка занятие.

- Убедитесь, что вы четко сформулировали ожидания. Например, «Наведи порядок» - слишком абстрактная фраза, что конкретно нужно сделать, чтобы выполнить задачу?

- НЕ думайте, что можно использовать одно и то же занятие «Потом» со всеми детьми. Не все дети интересуются компьютерными играми и не все захотят что-то делать за «перерыв». Ориентируйтесь на индивидуальные интересы.

- Разместите доску «Сейчас-потом» так, чтобы ребенок мог ее все время видеть во время работы.

- Не пишите на доске, если у ребенка есть проблемы с чтением, используйте фотографии или картинки.

Многочисленные исследования подтвердили эффективность данного метода для обучения и помощи детям с аутизмом, в том числе при чрезмерной избирательности в еде, для коррекции нежелательного поведения и в качестве метода отказа ребенку (когда вместо простого «нет», ребенку предлагают сначала выполнить какую-то задачу с помощью «Сейчас-потом»).

Заказать услугу
Подайте предварительную заявку на обучение, и мы обязательно свяжемся с вами, чтобы ответить на все ваши вопросы.
Вернуться к списку