Поведенческая педагогика
Поведенческая педагогика – это предметная область педагогики, которая изучает влияние внешних факторов на поведение ребенка или подростка в процессе воспитания, обучения и образования.

Читать далее
Свяжитесь с нами, если вас заинтересовали наши проекты и вы хотите запустить в своем учреждении, городе, области или регионе эту программу.
«Поведенческая педагогика», что это?
Предмет поведенческой педагогики – взаимосвязь между изменениями внешних факторов и поведением ребенка или подростка, а объектом поведенческой педагогики выступает непосредственно поведение ребенка или подростка, изучаемое в комплексе влияния внешних факторов и модифицируемое посредством изменения внешних факторов для достижения высоких педагогических и образовательных результатов.

Поведенческая педагогика (от англ. behavior — «поведение») является ведущим направлением современной педагогики, основывающейся на теории научения, а также на принципах классического и оперантного обусловливания. В основе этого направления лежит идея, что любое поведение формируется в условиях сложного комплекса внешних и внутренних факторов, и для изменения любого поведения необходимо изменение среды или условий, в которых оно происходит.

Научной базой для поведенческой педагогики является теория бихевиоризм, а основной целью поведенческой педагогики является наблюдение и измерение поведения детей и подростков с целью выявления причин, влияющих на их нежелательное поведение, определение желательного поведения и модификация причин, влияющих на поведение, для профилактики и коррекции нежелательных форм поведения и повышения учебной успеваемости. Поведенческая педагогика обширно использует методы прикладного анализа поведения для обучения и воспитания сложных категорий детей и подростков.

Поведенческая педагогика успешно применяется при работе с девиантными формами поведения у нормотипичных детей и подростков (неблагополучные семьи, кризис подросткового возраста, аддиктивные состояния), у детей и подростков с особенностями развития (СДВГ, ОВР), у ряда нозологических групп при нарушении социального поведения (дезадаптация, несформированные социально-бытовые навыки), у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра и рядом другими ограниченными возможностями здоровья.

До 2017 года поведенческая педагогика применялась узкой группой педагогов и педагогов-психологов в основном для обучения и коррекции поведения детей с аутизмом и выраженными поведенческими нарушениями.

В 2017 году Минобрнауки РФ согласовал внесение изменений в профстандарты педагогических работников «Педагог», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Специалист в области воспитания» и «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», и таким образом частью профессиональных компетенций каждой категории педагогических работников теперь станет организация процесса обучения детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра и коррекция дезадаптивных форм поведения обучающихся с помощью прикладного анализа поведения и поведенческих технологий.