5 ШАГОВ ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ПОВЕДЕНИИ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ В КЛАССЕ

Наша цель – создание для вас качественных и эффективных образовательных программ, соответствующих современным мировым стандартам подготовки педагогов и психологов.
10 Февраля 2019

Некоторые ученики ведут себя «плохо», потому что хотят привлечь внимание учителя. Важно помнить, что многие ученики ценят ЛЮБОЕ внимание взрослого, в том числе негативное (замечания) – внимание важно само по себе! К сожалению, педагоги часто попадают в «ловушку замечаний». Ученик плохо себя ведет. Учитель подходит к ученику, делает ему замечание. Получив, таким образом, внимание ученик начинает вести так себя все чаще и чаще, учитель все чаще и чаще делает замечания. Как только появляется такой круг, ситуация с поведением неумолимо становится все хуже. Чтобы выйти из замкнутого круга, учитель может попробовать такой подход как «случайное положительное внимание».

Суть в том, что педагог минимизирует внимание в случае негативного поведения, в то же время «случайно» оказывает ученику внимание, когда проблемного поведения нет. Таким образом, ученик получает то, что ему нужно, а причинно-следственная связь между плохим поведением и вниманием педагога разрушается. Применение данного подхода можно разбить на следующие пять шагов:

ШАГ 1: Определите, как именно вы будете оказывать положительное внимание ученику. Ключ в том, чтобы оказывать регулярное положительное внимание в те моменты, которые вы сами определяете. Вы должны быть способны сделать это быстро, не мешая работе класса, и внимание должно быть в той форме, которая нравится ученику. Например, можно:

- Похлопать ученика по плечу.

- Встретиться с ним глазами и улыбнуться.

- Отметить его прогресс в выполнении задания.

- Задать ученику вопрос (когда вы абсолютно уверены, что он знает ответ!).

- Передать ученику записку с комплиментом или ободряющем комментарием.

- Предоставить короткую и конкретную похвалу ребенку за проделанную работу или хорошее поведение (например, «Ты так аккуратно обводишь, молодец!»).

- Подбодрить ученика парой слов.

- Немного поговорить с учеником.

- Попросить ученика о помощи по классу (например, раздать листы), если ему это нравится.

ШАГ 2: Определите, как часто вы будете предоставлять «случайное» положительное внимание ученику. В целом, данный метод работает лучше всего, если у учителя есть возможность оказывать положительное внимание относительно часто, по крайней мере, поначалу.

Один из способов определить, как часто предоставлять положительное внимание – это наблюдение за учеником в течение нескольких уроков. Отметьте, как часто ученик пытается привлечь внимание проблемным поведением (например, один раз каждые 5 минут). Затем начните предоставлять «случайное положительное внимание» с той же частотой.

ШАГ 3. Выберите время и условия для предоставления положительного внимания. В определенные периоды или определенных местах учитель может ограничить применение данного метода (например, на уроках математики). Если проблемное поведение сохранится во время этих периодов, но начнет уменьшаться во время применения метода, значит, подход работает и лучше применять его в течение всего дня.

ШАГ 4: Начните применять метод «случайного внимания». В отличие от некоторых других подходов, его можно применять без специального обучения. При этом важно соблюдать два простых правила:

Правило 1: Если ученик пытается привлечь внимание учителя, важно игнорировать его или же, если это невозможно, сохранять нейтральное выражение лица и голос, тихо и кратко перенаправить ученика на выполнение задания.

Правило 2: Когда подойдет время для предоставления положительного внимания, важно посмотреть на ученика. Если в данный момент нет никакого проблемного поведения, нужно тут же к нему приблизиться, предоставить внимание (в форме, которая была определена во время шага 1), затем продолжить обучение.

ШАГ 5: В случае успеха начинайте постепенно уменьшать применение метода через какое-то время. Если проблемное поведение значительно уменьшилось или полностью исчезло, педагог может постепенно уменьшить объем внимания. Каждую неделю учитель уменьшает количество раз, когда он подходит к ученику для оказания положительного внимания. В идеале, педагог все равно продолжает оказывать персональное положительное внимание, но лишь время от времени. Если по мере уменьшения вмешательства проблемное поведение возвращается, можно временно увеличить частоту предоставления внимания, пока поведение не улучшится.

ЕСЛИ ПОВЕДЕНИЕ НЕ УЛУЧШАЕТСЯ

Если поведение не становится лучше, то есть несколько возможных объяснений:

- Вы предоставляете недостаточно внимания. По возможности, увеличьте уровень (количество раз), когда вы предоставляете ученику случайное позитивное внимание во время урока. Очень часто этого достаточно для решения проблемы.

- Вы продолжаете уделять внимание во время проблемного поведения. Учителя очень часто не осознают, как много внимания (часто невольного) они уделяют ученикам во время нежелательного поведения. Проанализируйте свое взаимодействие с учеником. Если вы поймете, что все еще активно реагируете на его проблемное поведение, то продолжайте оказывать случайное положительное внимание, и прикладывайте больше усилий, чтобы реагировать более нейтрально или игнорировать нежелательное поведение.

- Ваше внимание на самом деле не является поощрением для ученика. Данный метод работает только в том случае, если цель поведения ребенка – получить внимание взрослого. Если цель поведения другая (например, избежать неприятного задания или получить внимание сверстников), то вам нужна другая стратегия.

По материалам статей Джима Райта, психолога и школьного консультанта (https://www.interventioncentral.org).

ССЫЛКИ:

Carr, J.E., Bailey, J.S., Ecott, C.L., Lucker, K.D., & Weil, T.M. (1998). On the effects of noncontingent delivery of differing magnitudes of reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis,31, 313-321.

Jones, K.M., Drew, H.A., & Weber, N.L. (2000). Noncontingent peer attention as treatment for disruptive classroom behavior. Journal of Applied Behavior Analysis, 33, 343-346.

Lalli, J.S., Casey, S.D., & Kates, K. (1997). Noncontingent reinforcement as treatment for severe problem behavior: Some procedural variations. Journal of Applied Behavior Analysis, 30, 127-137.

Vollmer, T.R., Ringdahl, J.E., Roane, H.S., Marcus, B.A., (1997). Negative side effects of noncontingent reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis,30, 161-164.

Заказать услугу
Подайте предварительную заявку на обучение, и мы обязательно свяжемся с вами, чтобы ответить на все ваши вопросы.
Вернуться к списку